Эквалайзер электроника э 20 схема

Эквалайзер электроника э 20 схема

Изготовитель: завод «Ореол», г. Винница.

Назначение: усилитель входил в электронный набор «Старт», который предназначен для детей в возрасте 14 лет и старше, интересующихся построением высококачественно радиоаппаратуры. Набором предусмотрены два варианта сборки усилителя: 20 Вт/8 Ом или 10 Вт/4 Ом.

Технические характеристики:

Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 30000 Гц

Номинальная выходная мощность на канал: 20 Вт/8 Ом (или 10 Вт/4 Ом)

Коэффициент гармоник на частоте 1000 Гц: 0,15%

Отношение сигнал/невзвешенный шум со входов «Ун1», «Ун2»: 70 дБ

Переходные затухания между каналами на частоте 1000 Гц: 50 дБ

Минимальная ЭДС со входов «Ун1», «Ун2»: 200 мВ

Потребляемая мощность от сети: 75 Вт

Описание:

Усилитель состоит из пяти блоков: А1 – блок коммутатора, питания и защиты, А2 – блок регуляторов, А3 – усилитель мощности левого канала,А4 – усилитель мощности правого канала, А5 – блок индикации. Переключатель на передней панели служит для переключения входов усилителя.

Транзисторный каскад построен по схеме эмиттерного повторителя, следовательно, усиления по напряжению не дает. Применение в схеме двухполярного источника питания позволило исключить разделительный конденсатор на выходе. Усилитель охвачен общей и местной ООС. Схема усилителя включает в себя защиту от короткого замыкания и постоянного напряжения

9 комментариев: Усилитель «Электроника-20» стерео

Прекрасный усилок времен Советского Союза. С 1990 года ни разу ничего не сгорело. Единственное это механическая часть: то разъёмы от платы отвалятся, то переключатель входов усики отламаются. За 28 лет работает и чтобы ещё столько же проработал. Я доволен. Спасибо конструкторам.

Был такой усилитель в 90х годах. Исключительно надежный был. Для 8омных s-30B слишком мощный. На 8ом выдавал 46вт на канал (далее клиппинг).

Собирал тоже вначале 90-х.Со временем стали трещать переменные резисторы.В середине нулевых провел модернизацию- поставил оконечные усилки на TDA7293,предварительный с электронной схемой регулировки,чтобы избежать треск,светодиодный индикатор выходной мощности на какой-то микросхеме.На дворе 2019 год и не думаю расстоваться.

Приятно увидеть внутри ширпотребовского усилителя непривычно хорошие детали: тороидальный силовик, электролиты питания к 50-29, резисторы С5-16МВ, монтаж удобный, да наверное и схема незамороченная.

Купил в 90-м после армии конструкторы оба на бабушкину пенсию и свою стипендию. Собрал и наслаждался звуком ранее не слыханным,пока не пожег выходники.Купил импорную технику а их отввез в гараж. В98 гараж обнесли.Но удалось вернуть оба за деньги.Оконечники заменил схемой на тда7294.Сейчас звучит в лаборатории фоном очень приятно насыщенно.Но в планах восстановить первоначальное состояние.Друзей не бросают.

единственное, что я заменил бы не глядя, так это розовые керамические кондеры, вот же дрянь невиданная. Они в телевизорах применялись, постоянно пробивались от нескольких вольт. Для этих дел лучше всего лавсаны ставить к73-9. Или полистирольные к71. Или слюду. Габариты- начхать, главное звук и супернадежность

Читайте также:  Php unicode to utf8

что дрянь, то да! самое печальное, что проверяешь тестером-все гут! в схему поставишь….плывет гад! ладно бы, пробивался, можно было бы два последовательно, даже три, но плывет же гад! нагреется чуть и поплыл, остынет и опять он соответствует параметрам!( с содроганием вспоминаю свой первый ЦТ электрон 280 с этими кондерами

Именно в телеках они и вытворяли. Обвеска микросхем в МЦ31 и МЦ41. В своем телеке гордо впаял КМки , показав розовым фигу.Блок МЦ41 после этого работал 12 лет.

У меня была первая версия – без индикаторов. С 1998 года. Купили наборы сразу несколько человек, делились советами 🙂
Помню, что ток покоя в оконечниках выставлял по приборам (генератор, осциллограф) на работе. Выставил где-то мА 16-17, ступенька исчезла уже при 9-12, но при 20 (без радиатора проверял, т.к. на работу заносил нелегально) начинался разогрев транзисторов и нарастание тока покоя. При такой настройке никаких шумов от включенного усилителя без источника сигнала не было.
Пользовался лет 10-15, потом лежал в коробке (заводской!), подарил знакомому, тот все проверил. Пришлось заменить один маломощный транзистор в пластиковом корпусе – нарушилась герметичность и коррозия его повредила.
А схема очень добротная – она есть в книге по радиоэлектронике Хоровица и Хилла.

ничена всего 10 Вт. Срабатывание схемы защиты в этом случае будет заметно на слух в виде щелчка и потрескиваний в акустических системах при пиковых уровнях сигнала.

Можно несколько сдвинуть порог срабатывания защиты и увеличить номинальную выходную мощность практически до 20 Вт при нагрузке 4 Ом, уменьшив сопротивления резисторов R18 и R19 с 820 до 560 Ом, одновременно последовательно с ними следует включить кремниевые диоды типа (КД521, КД522, Д220 или другие) с R18 катодом на корпус, с R19 анодом на корпус, что компенсирует возможные искажения сигнала при переходе на 4-омную нагрузку при больших мощностях. Длительная эксплуатация усилителя с АС сопротивлением 4 Ом при значительных уровнях громкости может привести к перегреву трансформатора и радиаторов охлаждения выходных транзисторов.

Отметим, что технические характеристики, приведенные в инструкции при сборке, взяты с большим запасом в расчете на разброс параметров комплектующих изделий, отсутствие профессиональных навыков у собирающих усилитель. Опытный радиолюбитель, имеющий под рукой средства измерения, может получить от усилителя гораздо большую отдачу по многим параметрам.

Учитывая, что основную долю в гармонических искажениях составляет искажение типа «ступенька», вторая гармоника и спектральные составляющие подвозбуждения, при тщательной настройке усилителя с использованием средств измерения (измеритель нелинейных искажений), можно достичь коэффициента гармоник 0,05% и еще лучших результатов при использовании спектральных методов измерений, применяемых при оценке качества современных промышленных изделий.

Читайте также:  Отчёт скд на таблице значений

Искажение типа «ступенька» устраняется тщательной установкой тока покоя усилителей мощности резистором R15, а при необходимости и подбором количества диодов VD4—VD6, при этом обязателен осциллограф или измеритель нелинейных искажений. Уменьшить долю второй гармоники в усиленном сигнале можно увеличением коллекторного тока эмиттерных повторителей в блоке регуляторов, для этого номинальные значения резисторов R30, R31 уменьшают до 7,5 кОм.

Исключить в спектре усиливаемого сигнала высокочастотные составляющие от подвозбуждения усилителей мощности можно, тщательно подобрав корректирующие конденсаторы С2, С4, С8, С9, СИ в блоках усилителей мощности. При этом вам придется исследовать осциллограмму выходного сигнала в режимах большого и малого сигналов, под нагрузкой на ходу. Сделать это можно в радиокружке или на станции юных техников.

Устойчивость усилителя (так называют способность усилителя не возбуждаться) в значительной мере определяет надежность его работы и сохранность акустических систем.

В заключение несколько советов по эксплуатации усилителя. Включение усилителя осуществляйте только после завершения всех подключений к разъемам. Не допускайте перегрева радиаторов усилителя. Определить это можно на ощупь: если на радиаторе невозможно в течение 3—5 с удержать руку — он перегреется, и дальнейшая эксплуатация усилителя нежелательна. Вентиляционные отверстия не следует перекрывать, не ставьте усилитель на мягкие поверхности, а также вблизи отопительных приборов.

В момент включения ручка регулятора громкости должна находиться в положении минимального усиления, это предохранит усилитель и акустические системы от перегрузки, возникающей при подсоединении кабелей.

При выходе из строя предохранителей в блоке питания не спешите вставлять новые, а тем более самодельные, попытайтесь сперва убедиться в исправности выпрямителя и усилителей мощности.

Помните, что при правильной, бережной эксплуатации усилитель исправно послужит долгие годы и разделит с вами приятные часы общения с любимыми мелодиями.

НАБОР «ЭЛЕКТРОНИКА-Э20»

Из него вы можете собрать высококачественный эквалайзер (восьмиполосный регулятор тембра) для корректировки амплитудно-частотной характеристики усилителя по двум стереофоническим каналам. «Электроника-Э20» разбивает весь спектр частот звукового сигнала на 8 полос, каждая из которых фиксируется на одной из частот: 31,5 Гц; 75 Гц; 160 Гц; 400 Гц; 1 кГц; 2, 5 кГц; 6,3 кГц; 16 кГц. Общее расположение движков на лицевой панели эквалайзера показывает приблизительную коррекцию АЧХ, которую обеспечивает эквалайзер и поэтому называется «графическим». С его помощью вы сможете улучшить качество воспроизведения стереофонических и монофонических фонограмм, компенсируя искажения АЧХ, возникающие в усилительной аппаратуре, а также в помещении где производится прослушивание. Эквалайзер позволяет также получить желаемую окраску звучания. С его помощью вы сможете выделять звучание различных музыкальных инструментов, устранить дефекты, возникающие из-за старения магнитофонной пленки и некачественной записи. Эквалайзер можно использовать не только при прослушивании музыкальных программ, но и при их записи. Он поможет вам создать массу специальных эффектов (например, подняв регуляторы 2,5 кГц вверх, вы выделите из спектра музыкальной программы частоты, соответствующие голосу солиста), ослабить или подчеркнуть звучание различных музыкальных инструментов.

Читайте также:  Бесплатные программы для записи рабочего стола

В эквалайзере имеется фильтр инфранизких частот (ФИНЧ) с частотой среза 30 Гц для устранения электромеханической обратной связи при прослушивании электропроигрывателя. Образуется она следующим образом: электрические колебания на выходе усилителя преобразуются в акустической системе в механические звуковые, которые по воздуху передаются на музыкальную пластинку и головку звукоснимателя, где преобразуются в электрические дколебания, поступающие затем на вход усилителя.

2100 руб.

Эквалайзер Электроника Э-20 (графический эквалайзер) выпускался с 1990 года.

Аппарат восстановлен в мае 2018 г.

Высококачественный эквалайзер (восьмиполосный регулятор тембра) Электроника Э-20 предназначен для корректировки АЧХ усилителя по двум стереофоническим каналам.

Эквалайзер разбивает весь спектр частот звукового сигнала на восемь полос: 31,5 Гц; 75 Гц; 160 Гц; 400 Гц; 1 кГц; 2, 5 кГц; 6,3 кГц; 16 кГц. Расположение движков на лицевой панели эквалайзера показывает приблизительную коррекцию АЧХ, которую обеспечивает эквалайзер и поэтому называется «графическим». С его помощью вы сможете улучшить качество воспроизведения стереофонических и монофонических фонограмм, компенсируя искажения АЧХ, возникающие в усилительной аппаратуре, а также в помещении где производится прослушивание. Эквалайзер позволяет получить и желаемую окраску звучания. С его помощью вы сможете выделять звучание различных музыкальных инструментов, устранить дефекты записи фонограмм. Эквалайзер можно использовать при прослушивании музыкальных программ и при их записи. Он поможет вам создать массу эффектов (например, подняв регуляторы 2,5 кГц вверх, вы выделите из спектра музыкальной программы частоты, соответствующие голосу солиста), ослабить или подчеркнуть звучание различных инструментов. В модели имеется фильтр инфранизких частот с частотой среза 30 Гц для устранения электромеханической обратной связи при прослушивании проигрывателя.

Размеры — 320х60х330 мм

1. Альбом схем в комплекте.

Комментарии

Это же был конструктор. Сам такой собирал в молодости. Если родители не выбросили — лежит где-то у них до сих пор. Только без литросетной отсебятины "Hi-Fi", но с приколхоженным индикатором включенности собственно эквалайзера. И оба светодиода поставил зеленые. Плата разведена недоумками — утечка электролитов в БП давала наводку на вход — пришлось повозиться с навесняком. В остальном работал прекрасно, много записей помог подправить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector