Как стать комментатором дота 2

Как стать комментатором дота 2

Профессиональный комментатор доты — о зарплатах, борьбе со сном во время игры и наказаниях за оскорбления

С каждым годом популярность трансляций по Dota растет, а в прошлом году в России киберспорт даже признали официальным видом спорта. Все это способствует привлечению новых денег в индустрию. 13 августа завершился крупнейший турнир по Dota 2. Его призовой фонд составил почти 25 миллионов долларов, а пять игроков команды-победителя получили более 10 миллионов. Однако в доте не только игроки получают хорошие деньги. Профессиональный комментатор доты рассказал The Village о заработках в индустрии, почему трансляцию нельзя вести голодным и как бороться со сном во время игры.

Особенности и режим работы

Каждый матч в доте длится около 40 минут. В месяц я комментирую порядка 120 игр. Игры киберспортивных команд освещают всегда два человека: комментатор и аналитик, который обычно сам раньше профессионально играл в доту. Я, соответственно, комментатор, хотя не могу сказать, что особо эмоциональный. Чаще всего я работаю из дома, порой, когда проходят большие офлайн-турниры, из студии.

В студии работать удобно: только закончилась игра, можно быстро поесть, отдышаться и продолжить работать. А дома, если родителей нет в квартире и я ничего не приготовил, приходится тяжеловато. Перед стримом, кстати, лучше много не есть, потому что во время работы внутри тебя все будет булькать. Как-то раз я быстро и много съел в перерыве 12-часового эфира, и потом пришлось периодически отключать микрофон из-за посторонних звуков, которые издавал мой организм.

Родители с пониманием относятся к моей профессии и стараются не заходить ко мне в комнату во время работы. Мы друг другу не мешаем. Я часто комментирую матчи ночью — когда играют американские или китайские команды — и в этом случае просто закрываю дверь в комнату. Никто пока не жаловался. Конечно, из дома особо не покричишь, но я считаю, что лучше эмоционально и интересно подать мысль, чем бездумно орать, чтобы у зрителей случились, что называется, «минус уши».

Если я работаю ночью, то самое важное — заранее подготовить организм и перестроиться на другой режим. Но если идет десятый час работы ночью, то в любом случае становится очень тяжело: рассеивается внимание, а Dota — такая игра, в которой чуть потеряешь концентрацию и пропустишь какое-то событие, — и все, ты потерял нить игры.

Мои напарники не раз засыпали за работой. Помню случай, когда мы комментировали пятый день подряд по десять часов в сутки, и в перерыве между эфирами нам дали поспать всего час. Позже во время матча я говорю что-то напарнику — он молчит. Говорю еще раз — молчит. Потом я его о чем-то спросил и повернулся — а он спокойно спит. В этот момент я услышал громкий смех из режиссерской комнаты. Я знаю комментатора, который в коротких перерывах между играми спит в наушниках. Он выкручивает громкость на полную и, как только слышит, что его коллега начал эфир, быстро просыпается и сразу начинает работать.

Однажды на работе и со мной случилась странная история. Я дико хотел спать и где-то в середине игры посмотрел в экран и ничего не увидел. Не то чтобы я ослеп, но просто не понимал, что происходит в мониторе. Вскоре я пришел в себя, но через секунду это произошло опять. Я кое-как откомментировал тот матч, извинился и пошел спать.

Когда я комментирую доту, меня не оставляет чувство, будто я тащу за собой сознание. Происходит серьезная работа мозга, и долго говорить осмысленные слова в ночное время довольно тяжело.

Как стать комментатором

Я учился на строителя в МГСУ, но на четвертом курсе ради комментирования доты бросил университет. Мое увлечение играми началось еще в детстве. Помню, как я пришел к родственникам и был поражен тем, что вся семья рубится в «Танчики» на «Денди». Позже я увлекался разными играми, но больше всего StarCraft и Warcraft III. В 2010 году я взял академический отпуск в университете по состоянию здоровья и целый год просидел дома. Было скучно, и я решил покомментировать чужие профессиональные матчи. Вообще, мне всегда нравилось больше смотреть трансляции, чем играть самому.

Я напросился комментировать на портал по StarCraft: тогда ведь все было очень просто, людей, которые делали что-то интересное, можно было пересчитать по пальцам одной руки. За работу денег не платили, но зато легко брали куда угодно. Знакомые крутили пальцем у виска и спрашивали меня, зачем я занимаюсь этой фигней.

Я до сих пор помню свой звездный час, когда мою трансляцию смотрели 6 тысяч человек, что, конечно, очень мало по нынешним временам. В 2010 году, когда появилась Dota 2, мне предложили стать комментатором команды Virtus Pro. Я провел тестовую трансляцию, и меня взяли в штат. Вообще, комментатор в команде — это нормальная практика, даже у хоккейной команды Washington Capitals есть свой комментатор. Хотя сейчас, конечно, все по-другому, и комментаторы закреплены за студиями.

В Virtus Pro мне платили 10 тысяч рублей в месяц. Я считал, что должен прокомментировать все матчи, которые только есть в доте, потому что мне это нравилось и делать было больше нечего. В то время это было вполне реально. Часто я работал несколько недель без выходных: с 16:00 и до полуночи. После игр я монтировал и загружал записи трансляций на YouTube — на это уходила вся ночь. Хотя на самом деле меня никто не контролировал, и в моем договоре не было прописано вообще ничего. Я работал, потому что мне нравилось.

Я живу с родителями, что ни меня, ни их не напрягает, поэтому, когда я только начинал комментировать, они мне всячески помогали и поддерживали. Мне понадобилось примерно полгода, чтобы хорошо разбираться в Dota, учитывая, что игра тогда была намного проще, чем сейчас.

Мне заплатили неплохую сумму, которая была больше, чем то, что я заработал за всю свою жизнь до этого

В 2013 году меня позвали на крупнейший турнир The International, призовой фонд которого был 4 миллиона долларов. Мне оплатили все расходы на дорогу, проживание и питание, но никакой конкретики по гонорарам не давали. Со мной не заключали договора, и после турнира я сидел и ждал, пришлют мне материальное спасибо или нет. В результате мне, конечно, заплатили неплохую сумму, которая была больше, чем то, что я заработал за всю свою жизнь до этого. Хотя сейчас эта сумма сопоставима с моей текущей зарплатой.

Из Virtus Pro я перешел в Na’Vi и стал зарабатывать 1 000 долларов в месяц плюс неплохие деньги за рубрику на YouTube и плюс процент с рекламы на Twitch (сервис для стримов). Я вставал в восемь утра и комментировал матчи китайского региона примерно до четырех часов дня. Потом сразу брался за игры европейских команд и работал до ночи. Утром все повторялось. В 2015 году я перешел в студию RuHub (студия комментаторов и аналитиков. — Прим. ред.), в которой сейчас работают почти все комментаторы доты.

Сейчас стать комментатором намного сложнее, чем когда начинал я. Раньше не было конкуренции — я вообще был примерно пятым комментатором доты. А сейчас в индустрии много денег и, как следствие, высокая конкуренция. Только в RuHub работают 20 комментаторов доты. Ведущие сотрудники получают огромные суммы относительно средних зарплат в регионах России.

Читайте также:  Outlook настройка автоответа отпуск

Некоторые мои коллеги окончили курсы дикции, но я считаю, что это не главное для комментатора по доте. Зрители, конечно, советуют сходить на них, но я точно знаю, что люди приходят на наши эфиры не за хорошей речью и грамотным русским языком — им это не нужно. Им нужна харизма. А как ее усилить, это вопрос гораздо более сложный.

Как раз одной из своих слабых сторон я считаю эмоциональную подачу. Также я не совсем доволен своим знанием деталей Dota. Я корю себя, если в чем-то ошибаюсь в прямом эфире. Вроде думаешь: «Все, я все знаю», — а потом опять что-то упускаешь. Причем часто тебя даже никто не поправит, кроме какого-нибудь одного человека, потому что в принципе мало кто досконально знает игру. Dota все время становится сложнее: появляются новые герои, предметы, руны и места на карте. Все со всем связано, и нужно знать очень много информации. Причем ты ее запоминаешь, а потом выходит обновление игры, и все нужно учить заново.

График и зарплата

На этой неделе я работал три дня примерно по семь часов. Порой, когда одновременно проходит несколько турниров, я работаю каждый день. А если турниров нет, то и работы нет. В таких случаях я запускаю свой стрим, что является отчасти моей работой, и рублюсь в разные игры либо занимаюсь производством видео для собственной рубрики на ютьюбе. Все эти вещи не прописаны в контракте, они на моей совести. В любом случае я очень много сижу за компьютером.

Я работаю в штате на окладе, и мне по контракту нельзя раскрывать точную сумму заработка. Он примерно в два раза больше средней зарплаты моего города Фрязино (средняя зарплата в Подмосковье в августе 2017 года — 44 тысячи рублей. — Прим. ред.). Я получаю больше, чем мои папа и мама вместе взятые, хотя папа работает инженером по сертификации товаров, а мама — сборщик квантовых приборов. Также не стоит забывать про крупнейший турнир The International, который проходит раз в год и приносит комментаторам баснословные суммы.

Суть игры

Во время матча я всегда стараюсь выстроить логическую линию, по которой будет развиваться игра. То есть обрисовать зрителю, что произойдет в ближайшее время. Например, я говорю, что задача первой команды за 20 минут выполнить два пункта: заработать преимущество в пять тысяч золота и сломать все внешние вышки противника. Соответственно, задача второй команды — не дать сделать эти вещи и предпринять что-то в ответ. И вот, я вместе со зрителями смотрю, как команды справляются с условными задачами, которые я обозначил. Чтобы понимать, что сейчас происходит в игре, нужно держать в голове много информации: кто какие предметы покупает и скиллы прокачивает, у кого какой уровень, у кого есть выкупы, а у кого нет и так далее.

Мне нравится, что дота — это командная дисциплина. В каждой тиме (команде — сленговое, от англ. team) играют пять человек, и как бы ты ни был хорош в быстром нажимании кнопок, прежде всего тебе нужно наладить взаимодействие с партнерами по команде. Дота — это не сила пяти разных игроков, а сила коллектива. Больше всего в игре мне нравятся неожиданные перевороты и камбэки: когда команда принимает волевое решение, идет ва-банк и выигрывает.

Интереснее всего комментировать матчи СНГ-команд, потому что они самые популярные. От ощущения, что тебя слушают много людей, даже самая скучная игра станет веселой. Максимум мой эфир смотрели 140 тысяч человек — это было в 2015 году, когда российская команда Virtus Pro победила фаворитов турнира Team Secret.

Дота — непредсказуемая игра, в которой в любой момент может случиться что-то из ряда вон выходящее. Своими комментариями я подчеркиваю красивые моменты и объясняю решения игроков, но бывает, что я веду мысль к логическому завершению, а игрок ни с того ни с сего совершает невообразимую ошибку и проигрывает игру всей команды. Причем все понимают, что ошибка —максимально глупая: и я, и зрители, и даже сам игрок. И у ошибок нет никакого объяснения — может, игрок просто нажал не ту клавишу, или устал играть десятый час подряд.

Еще мне не нравится, когда выигрывающая команда долго не может победить, и я вынужден полчаса смотреть игру, хотя прекрасно знаю, чем она закончится. Но таковы особенности доты и ее игрового баланса.

А вообще, самое тяжелое для меня — это работать в наушниках, потому что от них начинает дико болеть шея. Но именно профессиональная гарнитура, которую мне, кстати, бесплатно предоставляет студия, обеспечивает лучший звук для эфира. У меня есть и студийный микрофон, но я, как и все коллеги, от него отказался, потому что он слишком хорошо ловит фоновые шумы. А больше ничего тяжелого в моей работе нет.

Запреты

Мне все равно, кто играет: я ни за кого не болею. Для меня, конечно, лучше, чтобы выигрывали команды из СНГ, потому что это обеспечит студии больше просмотров. Но когда наши команды проигрывают, важно не создать атмосферу траура.

В моем контракте есть некоторые запреты, но их немного. Например, нельзя приходить на трансляцию пьяным, оскорблять кого-либо или рекламировать бренды. Матом ругаться тоже нельзя, но редко можно использовать разные смешные слова. Например, слово «хреново» — это уже на грани, его можно использовать только в исключительных случаях. За все время существования RuHub никого ни разу не штрафовали за использование нецензурных слов — только делали выговоры.

Я видел комментаторов, которые вели себя как рок-звезды на сцене. Под наркотиками, конечно, никогда никто в эфир не выходил, но, бывало, приходили не в самом свежем состоянии. В таких случаях комментатору делали строжайшее замечание или с этим человеком больше не работали.

Три года назад один из самых популярных комментаторов доты Вилат (Виталий Волочай с ником v1lat. — Прим. ред.) во время трансляции оскорбил матом малайзийского дотера после его неудачного действия. Официальная версия событий гласит, что в этот момент в студию к комментаторам кто-то зашел, и слова Вилата относились именно к этому человеку. А свою версию я озвучивать не буду, мне все-таки еще в «Рухабе» работать. К тому же этот случай произошел задолго до появления студии, и, соответственно, контрактов, где зафиксировано, что можно, а что нельзя, не существовало.

Стоит отметить, что все комментаторы доты равны, но есть незаменимые. Если бы на месте Вилата был кто-то другой, например я, меня бы уволили. Но с другой стороны, подобные моменты и эмоции — это частичка Вилата, и, возможно, поэтому у него сейчас 210 тысяч подписчиков в твиттере. Ему можно немножко больше, чем человеку, который имеет тысячу подписчиков.

Последние недели на киберспортивной сцене были посвящены не только игрокам, но и комментаторам. Cообщество обратило внимание на новичков в этом деле, набирающих популярность на Twitch. Кто-то заработал популярность благодаря англоязычным стримам ESL на «Фейсбуке», о ком-то узнали из конкурса турнира Epicenter, другим повезло стать звездой форумов.

Глядя на открывающиеся возможности и огромное количество турниров, многие игроки и поклонники Dota 2 обратили свое внимание на карьеру комментатора. А известный англоязычный кастер Тоби TobiWan Доусон записал несколько гайдов для тех, кто только начинает свой путь в этой сфере. Для читателей мы выделили самый важные правила работы успешного комментатора.

Читайте также:  Company of heroes 2 вылетает bugsplat

Подготовка

Не стоит думать, что работа комментатора начинается, когда стартует эфир. За кадром проходит многочасовая подготовка к каждому матчу, которая особенно важна для кастеров, только начинающих свою карьеру.

1. «Лучшее, что может сделать комментатор перед матчем, — это хорошенько выспаться», — говорит Тоби.

В первую очередь это помогает глазам работать быстрее. Просыпаться быстро и не залеживаться. Мозг должен со старта работать на большой скорости. Разгоняться позже будет сложнее.

2. Отличный способ размять глаза — посмотреть несколько реплеев в ускоренном режиме и постараться уследить за всеми событиями. Лёгкая тренировка позволит прийти в форму.

«Это как если ты тягаешь тяжёлые веса, а потом поднимаешь телефон и думаешь, какой же он на самом деле лёгкий. То же самое с мозгом. Если он работает быстро, то вы заметите, как легко можно ухватывать события».

3. Блокнот с заметками о командах и игроках — это скорее вопрос комфорта. Если ты чувствуешь себя потерянным, то можешь посмотреть в эти записи и вернуться к теме. Но когда ты готовишь эти записи, то автоматически запоминаются нужные детали. Ты можешь ими воспользоваться во время драфта или пауз в игре. Это как твоя основа.

4. Самое главное правило комментаторства от Тоби: «Просто получай удовольствие!»

Комментирование драки

Самое сложное в работе play-by-play комментатора — это командные сражения. На экране происходит слишком много всего, способности летят в разные стороны, а игроки нажимают по пять кнопок за раз. Иногда глазами-то невозможно уследить за каждым передвижением, не то что озвучить все происходящее. Тоби Доусон делится несколькими важными советами, которые позволят рассказать аудитории самое важное, и самому не запутаться в деталях.

Главное правило — не комментируй всё подряд. Задача комментатора — выстроить историю и основную «сюжетную линию».

2. Самое главное, что нужно сделать перед дракой — это выделить важные способности и ключевых героев. Кого команды постараются «выключить» первым, на использовании какой способности построен их тимфайт.

«Например, когда в команде есть Void, то вы всегда строите свой каст вокруг хроносферы. Эта способность может выиграть игру», — поясняет Тоби.

Это поможет не только сориентироваться в драке, но и правильно построить историю для зрителя, который не хочет смотреть отрывочные моменты, а приготовился слушать рассказ.

3. Следи за обзором каждой из команд. Как командам важно видеть всё во время драки, так и комментатору важно понимать, что видят игроки перед столкновением. Не обязательно указывать на варды или проговаривать их положение. Просто держи в голове эту информацию, чтобы использовать её при необходимости.

4. «Небольшие моменты с взаимодействием способностей — это хайлайты для твоего комментирования», — утверждает Тоби.

В суматошной драке Swap под Arrow от Mirana — это хайлайт и деталь, которая украшает тимфайт. Не забывай о них.

5. Следи за героями, которые могут контролировать несколько вражеских персонажей. Centaur Warrunner, Lion, Nyx Assassin, Enigma, Tidehunter, Void и другие герои, которые могут оглушить сразу несколько противников, перевернув ход сражения. Команды строят драку вокруг них, поэтому и комментатор должен ориентироваться на их передвижения.

Поэтому игры с участием Enigma и Tidehunter намного проще комментировать. Ты всегда знаешь, какое выбрать направление во время каста и вокруг кого строить историю, — поясняет комментатор.

6. Во время использования способностей или предметов, дающих невидимость, нужно переключиться на саппортов, у которых могут быть «просветки». Урон — это хорошо. Но в такие моменты игры выигрывают самые расторопные и запасливые игроки поддержки. Не забывайте о них и не отдавайте все лавры кор-героям.

7. Выкуп означает ответную атаку. Комментатору необходимо переключить внимание на действие команды, герой который использовал байбек. Хотя бывают и нескоординированные действия, но лучше перестраховаться и сконцентрироваться на контратаке.

8. Иногда приходится пожертвовать комментированием убийств или использования критических способностей, чтобы удержать основную линию драки. Например, если главный керри использовал выкуп и теперь спасается на низких показателях здоровья. Умирающие вокруг персонажи могут быть не так важны, забудь о них и не отвлекайся сам и не отвлекай зрителя.

«Не нужно постоянно говорить „этот игрок убил того игрока“. Если ты делаешь это, то по моему мнению, ты дерьмовый комментатор. Все что тебе нужно — это сфокусироваться на самом важном, а не на убийствах. Зрители понимают, что тут кто-то умирает в драке. Им нужно понимать саму драку и ее ключевые моменты. Что пошло правильно, а что нет», — заключил Доусон.

Работа с комментатором-аналитиком

В работе каждого комментатора в Dota 2 наступает момент, когда нужно работать в паре. Чаще всего организаторы пытаются к play-by-play кастеру подобрать комментатора-аналитика. Он не так хорош в быстром реагировании на события, зато может оценить их более глубоко. Но здесь важно не только то, как каждый из них будет выполнять свою работу, но и как они будут взаимодействовать.

«Вы станете хорошей парой комментаторов, если будете работать вместе. Если вы не работаете вместе, то вы просто два отдельных человека», — утверждает Тоби.

1. Аналитик не должен бояться выражать эмоции. Короткий звук вроде «воу!» или фраза не нарушат темпа комментирования pbp, а только предадут ей эмоциональную окраску. Аналитик может подчеркнуть важный телепорт или неожиданную атаку со спины — и это не только нормально, но и необходимо.

«Но не больше двух слов. Комментаторы pbp чаще всего думают, прежде чем что-то сказать. Это естественное течение речи. И если кто-то встревает посередине, это может вызвать проблемы. Он потеряет ритм, а ты испортишь момент», — рассказывает TobiWan.

2. Комментатор-аналитик не должен заставлять pbp-кастера переключиться на ту деталь, которую он пытается подчеркнуть. Если это действительно важно, то запомни и вернись к этому позже. В драке намного важнее удержать историю и процесс, чем вдаваться в подробности.

Помни, что ты комментируешь не для 5% людей, которые играют на профессиональном уровне и постят что-то на форумах. Большинству из них не нужны подробные детали, с ними разберётся студия аналитики. Твоя работа — это развлечение аудитории, — утверждает Тоби.

Не стоит задерживаться на одном моменте и погружаться слишком глубоко в элементы механики игры. Это нарушает ритм каста. Исключение составляют моменты, когда это действительно редкая механика, перевернувшая игру. Ну или когда команда 30 минут отбивается от мегакрипов. Тут для развлечения подойдут и рассказы о «фишках».

4. Игру необходимо анализировать с точки зрения действия: что произошло, что происходит и что произойдет. А не говорить о том, как именно это случилось. Так зрителю не придется возвращаться в ритм игры после долгих рассуждений.

«Как pbp-комментатору сложно вернуться в русло, когда кто-то его прерывает во время драки, так и зрители трудно вернуться в темп игры, когда её прерывают рассуждениями», — делится опытом комментатор.

5. Никто не должен говорить дольше 15 секунд, не подключая своего сокастера (если, конечно. речь не идет о затяжной драке).

«Это не должно быть: «Хэй, поговори пока ты, а я пойду выдохну, попью водички и вернусь через минуту», — подчёркивает Тоби.

6. Pbp не тупой. Обменивайтесь идеями, ведите диалог, помогайте друг другу. Даже самого умного аналитика во время комментирования нужно немного приблизить к уровню pbp, чтобы не выставлять кого-то слишком умным или слишком глупым.

Читайте также:  Как убрать защиту от копирования pdf

«Помните, что комментирование — это обсуждение. Не превращайте каст в лекцию. Лекции — это охренеть как скучно. Не нужно быть скучным».

Что такое хорошо и что такое плохо

Самая сложная задача комментатора — это выдержать грань между критикой и откровенными оскорблениями. Именно в такую ситуацию недавно попал комментатор TeaTime, повзоливший себе нелестные высказывания в адрес Хенрика AdmiralBulldog Анберга. Кастер заявил, что тот «всего лишь знаменитость», чем вызвал волну критики в сообществе. В связи с этим Тоби записал небольшой гайд, посвященный тому, как правильно ругать киберспортсменов, чтобы не задеть их чувства и чувства их поклонников.

1. «Это не анонимный мир. Это очень публичная профессия. Ты не можешь просто сидеть и говорить об игроках какое-то дерьмо», — основная мысль Тоби по этому вопросу.

Первое, что нужно воспитать в себе, — это уважение к игрокам. Тогда у тебя не возникнет желания их оскорбить. Каждый из них так же, как и ты, делает свою работу. Даже если иногда не слишком хорошо.

«Да, игроки ошибаются и они знают об этом. Если бы никто не ошибался, все команды были бы тир-1 и выигрывали TI», — утверждает TobiWan.

2. Комментаторство состоит из разных уровней: комментатор уважает игрока, зрители уважают то, что говорит комментатор. Без уважения от зрителей у комментатора нет будущего. И твоя задача на старте карьеры — это не пытаться возвыситься над зрителями, а постараться заслужить их уважение.

3. Никогда слепо не оскорблять действия игроков. Задача комментатора — это не дать оценку действиям, а постараться понять их причину и последствия.

Вот OG вчетвером стоят в логове Рошана. Не стоит говорить, что они »совершают глупую ошибку, не отправив никого проверять территорию вокруг». Стоит обратить внимание на нахождение вардов, наличие ключевых способностей у соперников и другие детали. Тогда может оказаться, что команда все правильно рассчитала и угрозы просто нет.

4. Самое важное, что должен делать комментатор, если берётся оценивать действия игроков, — это подкреплять все свои слова фактами.

«Ричард Льюис — эксперт в этом деле. Он может просто разгромить кого-то критикой. Но подкрепить это все словами, фактами и информацией», — приводит пример Тоби.

Хочешь сказать, что кто-то ошибся, — приведи доказательства. Утверждаешь, что команда сыграла плохо, — докажи это конкретным примером. Чем точнее будет твоя аргументация, тем больше тебя будут уважать зрители.

5. Если ты набрасываешься на популярную персону, будь готов встретиться лицом к лицу с ее разъяренными фанатами. Именно в такую ситуацию попал TeaTime. Историю со «знаменитостью» пропустили бы мимо ушей, если бы не армия поклонников AdmiralBulldog, которая не потерпит оскорбления их к&#1

Пока только на квалы к мейджору.

Пока наши команды по доте перекидывают игроков из одного состава в другой, главный трансфер сезона провела студия Maincast. Туда пришел Михаил «Olsior» Зверев – один из ведущих комментаторов Лиги легенд и фактически лицо игры в СНГ.

Сам Olsior в прощальном для фанатов LoL письме признался, что хочет оставить обязанности менеджера (он не просто комментировал, но и организовывал кучу активностей для ру-Riot и сам обучал комментаторов) и вернуться к работе комментатора и шоумена. За пару месяцев проникнуться дотой на необходимом для комментатора уровне – мощный челлендж, но Олсиору он по силам.

Пока студия официально не объявила о переходе Олсиора, но сам комментатор уже признался, что будет работать на закрытой квалификации к мейджору (правда, оговорившись, что «это не тот большой анонс [который обещал Olsior], а небольшая халтурка».

Если этот трансфер действительно станет долгосрочным, то он порадует всех.

Olsior – комментатор топ-уровня

Серьезно, Olsior – один из буквально двух-трех киберспортивных комментаторов на русском языке, кто мог бы завтра начать комментировать обычный спорт в федеральном эфире – и смотрелся бы органичнее половины сотрудников «Матч ТВ». Olsior взял лучшее и от западных комментаторов Лиги легенд, и от футбольных коллег: от первых живость, энергичность, непосредственность и желание сделать репортаж как можно интереснее для зрителя; от вторых – хороший русский язык и уместную игру тоном и тембром голоса.

Olsior не так хорош как соло комментатор, но в дуэте он всегда помогает коллеге раскрыть свои сильнейшие стороны и дополняет его. За эти годы он комментировал с людьми разного темперамента и стиля – все дуэты получались блестящими.

Olsior всегда рад взорваться эмоциями, когда происходящее на карте соответствует. Например, на ЧМ-2016, когда российская команда ANX сенсационно рвала лидеров мировой Лиги легенд.

Моментально переключается из режима спокойного комментатора в режим парня, который видит одну из лучших драк в истории игры:

Maincast нужна вторая звезда

У Maincast неплохая команда, но пройдет еще много времени, прежде чем Autodestruction и Flunky начнут привлекать десятки тысяч людей на стримы одним своим именем. На квалах к TI8 Maincast успешно конкурировал с Рухабом, но львиную долю просмотров дали те матчи, на которых работал Вилат. У главного конкурента есть как минимум 2-3 успешных и запомнившихся зрителю пары комментаторов, новой студии этого пока не хватает.

Olsior способен стать этой звездой. Сейчас у него нет стотысячной фанбазы (это потому что вы редко заходили на трансляции Лиги легенд), но это дело времени. А коллеги Олсиора в Maincast должны быстро прогрессировать с первых же месяцев сезона.

Olsior получит достойную своего таланта аудиторию

По-человечески очень радостно за Олсиора. Парни в российской студии Riot всегда профессионально выполняли свою работу, но аудитория матчей регулярного сезона не поднималась выше 10 тысяч зрителей в среднем с пиками в 50-70 тысяч на финале весеннего и летнего сплитов. В доте (а мы все-таки надеемся, что Михаил будет осваивать именно ее) порядок цифр другой – число зрителей матчей Virtus.pro на TI8 почти пробило полмиллиона человек.

Кстати, Olsior знаком с комментаторами доты, и тройку его любимых угадать несложно.

Olsior сделает сообщество доты лучше

Даже на стримах Olsior всегда вежлив (но не зануден, это важно). Выматериться в эфире или разгромить кого-то из коллег после обиды за неполученный инвайт – просто невозможно себе представить, что Olsior это сделал. Если кто и способен сделать наше сообщество культурнее, добрее и насадить уважение ко всем игрокам, комментаторам и фанатам доты – то только он.

Olsior всегда исходил из того, что работа комментатора заключается не только в рассказе о том, кто кого убил в драке. Он старался давать как можно больше информации про игроков, показывать их с новой стороны, организуя неформальные шоу по ходу сезона. Хотите, чтобы после квал на мейджор Olsior собрал на стриме Лила, Fng и Алоху и часок-другой поболтал с ними о том, чем сейчас живут команды?

После каждого сплита Олсиор сажал Gambit чемпионов в студии и обсуждал с ними игры, перспективы на ЧМ и вообще все подряд.

СНГ-дота получила не просто хорошего комментатора, но и человека, который способен сделать любого вчерашнего пабера ближе и известнее зрителю – причем сделать талантливо.

Мы обратились в Maincast, чтобы уточнить статус и обязанности Олсиора и получили ответ: «Олсиор будет участвовать в освещении закрытых квалификаций на первый мажор. Нам интересно поработать вместе на турнире. Дальнейшее сотрудничество возможно».

Ссылка на основную публикацию
Как сделать скриншот экрана на компьютере самсунг
Связанные вопросы Благодарим за отзыв! Ответьте на все вопросы. Не удается найти нужные сведения? Мы поможем вам. Онлайн Проконсультируйтесь с...
Как раздать вай фай с нетбука
Содержание статьи Как раздавать интернет с помощью нетбука Как раздать WiFi с ноутбука Как раздавать с компьютера Wi-Fi Возможности нетбука...
Как раздать вай фай через юсб модем
Привет! Не знаешь как раздать Wi-Fi с модема? А у тебя точно модем? В этой статье я подготовил универсальную обезбашенную...
Как сделать скрытую камеру из камеры телефона
Несмотря на удобство, установку камеры видеонаблюдения дома может себе позволить не каждый. Причина – в цене и сложности оборудования. Как...
Adblock detector