Питера де хоха письмо

Питера де хоха письмо

  • Автор:Питер де Хох
  • Музей:Рейксмузеум
  • Год: 1670 ⇐ Нажмите на изображение для увеличения

Описание картины:

Картина позднего периода творчества Питера де Хоха. После переезда в Амстердам меняются персонажи и интерьеры картин. Теперь это зажиточные горожане, богатые особняки и роскошные интерьеры.

Просторная прихожая большого дома. Высокие потолки. Большие витражные окна в два ряда дают много света, несмотря на то, что дом стоит на теневой стороне улицы. Стены украшены картинами. Черно-белая плитка на полу сверкает чистотой.

Внимание привлекает молодая женщина, сидящая на постаменте. Свет из раскрытой створки окна и распахнутой двери освещает ее белоснежную сорочку с кружевами, сияет на золотистой юбке из плотного шелка, перламутром переливается на бледно-зеленом корсаже. Мерцает тщательно выписанная живописцем большая жемчужная сережка. На коленях девушки уютно устроилась маленькая комнатная собачка, равнодушно наблюдающая за происходящим. Девушка спокойна и безмятежна, однако в глазах читается вопрос.

Она смотрит на письмо, а не на молодого человека, протягивающего ей послание. Но это не обычный слуга. Его одежда сшита из дорогой ткани кирпичного цвета, отделана черным кружевом и металлическими пуговицами. На ногах щегольские ботинки с завязками. Вторая собака недовольно оглядывается, она готова в любую минуту зарычать на юношу.

Еще одно светлое пятно в картине – открытая дверь на улицу. Около нее на выложенном каменной плиткой тротуаре стоит маленькая девочка. Она очень нарядно одета – у нее дорогое оранжевое платье с золотистыми кружевами, шляпка с перьями. В руках девочка держит удочку. Видимо, семейство собиралось на прогулку. Малышка спокойно стоит и ждет, но озорной взгляд выдает веселый и живой нрав.

Живописец снова использует свой любимый прием – сквозной взгляд вглубь картины. Через открытую арочную дверь виден канал и освещенные солнцем дома на противоположной стороне. Высокие деревья с пышной листвой за окнами образуют вторую арку. В доме напротив – третья арка, позволяющая разглядеть соседнюю улицу. Благодаря этому приему мастер расширяет пространство, создает перспективу, придает изображению глубину.

В картине много воздуха, холодного света. Для написания интерьера использованы темные, приглушенные цвета. Палитру составляют разнообразные серые, синие, коричневые, черные оттенки и полутона.

Пите де Хох с удивительным мастерством создает характерную для его творчества атмосферу покоя, домашнего уюта и неторопливости жизни.

Читайте также:  Как высчитать средний возраст сотрудников
Питер де Хох
нидерл. Pieter de Hooch

Предполагаемый автопортрет де Хоха
(1648—1649)
Дата рождения 20 декабря 1629 ( 1629-12-20 )
Место рождения Роттердам
Дата смерти 24 марта 1684 ( 1684-03-24 ) (54 года)
Место смерти Амстердам
Подданство Нидерланды
Жанр жанровая живопись, пейзаж
Учёба Николас Берхем
Стиль барокко
Медиафайлы на Викискладе

Питер де Хох или де Хоох (нидерл. Pieter de Hooch, Hoogh или Hooghe; 20 декабря 1629, Роттердам — 24 марта 1684, Амстердам) — голландский живописец, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом. О жизни этого известнейшего мастера жанровой живописи известно очень мало.

Содержание

Биография [ править | править код ]

Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. С 1645 по 1647 годы он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. В 1650 году де Хох присоединился к купцу Юстусу де ла Гранжу, вместе с которым ездил в Лейден, Гаагу и Дельфт, где он поселился в 1652 году. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса.

В 1654 году женился на Яннетье ван дер Бюрх, родившей ему впоследствии 7 детей.

Около 1658 года стиль де Хоха изменился, и открылся наиболее значительный период его творчества. По тонкости письма и геометрической точности композиционного расчёта его произведения имеют много общего с работами Вермеера, однако искусствоведы до сих пор не могут прийти к согласию, какой из художников подражал другому.

    Де Хох и Вермеер

Питер де Хох. «Женщина, взвешивающая золото». 1664

Вермеер. «Женщина, держащая весы». 1664

Питер де Хох. «Парочка с попугаем». 1668

Вермеер. «Любовное письмо». 1669

Де Хох «изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома), добиваясь особой поэтической одухотворённости в изображении домашней среды, наполненных солнечным светом интерьеров и двориков („Дворик“; „Пряха“, около 1658, Букингемский дворец, Лондон; „Хозяйка и служанка“, Эрмитаж; „Мать у колыбели“, Картинная галерея, Берлин-Далем, оба около 1660, и др.). В колорите зрелых произведений де Хоха преобладают тёплые золотистые тона, обогащённые пятнами чистого цвета» [1] .

Читайте также:  Как отключить пин код на экране блокировки

В 1660 году художник переезжает в Амстердам. В 1667 году умирает жена де Хоха, что серьёзно повлияло на душевное состояние и творчество художника, он переезжает на окраину Амстердама. Война с Францией 1672 года резко ухудшила экономическое состояние страны, картины художников продавались плохо. В 1674 году де Хох перестает платить налоги, что свидетельствует о полной нищете. Он пишет в это время много картин, по-видимому, пытаясь выйти из нищеты, однако качество их уступает картинам 60-х. Поздние работы амстердамского периода темнее дельфтских по колориту и менее тщательно выписаны. «В позднем творчестве де Хоха нарастает стремление к внешней эффектности образов» [1] .

Долгое время считалось, что де Хох умер в 1684 году в сумасшедшем доме. Однако в 2008 году выяснилось, что на самом деле это был его сын, которого тоже звали Питер. Дата смерти художника неизвестна [2] .

Питер де Хох (Pieter de Hooch) — голландский художник, за свою недлинную жизнь (он прожил 55 лет, с 1629 по 1684 годы) написал множество небольших жанровых картинок (их размер, как правило, не превышает 70−80 см в длину и в ширину). Характерная особенность его полотен — подробно выписанные дома, внутри или снаружи.

Картины кажутся статичными, бесстрастными. Но за идиллией, впечатление о которой создается обилием солнечного света, просматривается далеко не простая жизнь его персонажей.

Летний день. В проем открытой настежь арочной двери видны горожане на противоположном берегу канала, в спокойной воде которого отражаются высокие дома. Мощеная набережная поднята невысоко (может быть, чуть больше полуметра), в стенке канала видно ливневой люк.

На берегу — тенистое дерево, перед которым ближе к зрителю стоит очаровательная юная рыбачка в роскошной шляпке, в украшенном бантами платье.

Она вышла из небедного дома: двусветный зал, витражи, орнаментированный пол, на стене справа — картины. Окна и двери открыты настежь. У окна — невысокие деревянные подмостки, на стуле сидит хозяйка дома. В ее правой руке — письмо.

Читайте также:  Можно ли вещи хранить на балконе зимой

У женщины пышные рыжеватые волосы, подвязанные красноватым платочком, в ушах — крупные стеклянные серьги. На ней золотистого цвета юбка, блузка из тонкого прозрачного полотна, кофточка с подшитым длинным фартуком.

Справа — длинноволосый молодой человек, в его левой руке — шляпа, в правой — нечто похожее на пакет. Он протягивает этот предмет хозяйке.

В комнате есть еще один персонаж — небольшой пес стоит спиной к подателю письма, как бы уходит, но оглянулся и потихоньку рычит. Он очень хочет облаять гостя, но не решается: боязно. Его маленький собрат уютно расположился у хозяйки на коленях и спокойно разглядывает посетителя.

Полное название картины: «Человек передает письмо женщине в прихожей». Нет уверенности в том, что название дал художник. Похоже, что это — творчество искусствоведов или одного из тех, через чьи руки прошла картина. В любом случае, ключевым словом можно считать «прихожая»: комната, из которой есть вход в другие помещения — спальню, кладовую, гостиную… Остается только гадать, насколько велик дом. Но высота потолков говорит о том, что строение достаточно обширно.

Юная рыбачка обратила свой взор на маму: ее нарядили по другому случаю (может быть, собрались в гости), а она добралась до снасти и решила выйти поразвлечься, пока мама занимается письмом. Она понимает, что делает не то, что хотела бы мама: у нее очень выразительный взгляд. Но и отказаться от своего желания нет сил.

Все как будто дышит спокойствием, никаких эффектных поз, резких движений, гримас. Но что настораживает в фигуре женщины — у нее совершенно плоская грудная клетка, напрочь отсутствует то, что называется бюстом. То есть это не мама, это не зрелая женщина! Это — девушка, точнее — подросток.

Кажущаяся идиллия исчезает, появляется драматическая нота. Напряженность, скрытую драму передает одна деталь, точнее, ее отсутствие — бюст девушки. Видимо, девушка — сестра малышки.

Художник оставил (может быть, сам того не ведая) множество вопросов: девочки — сироты? Их родители — где они и что с ними? Кто ведет хозяйство? От кого письма и что в них? Ни на один вопрос нет ответа …

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector