Сила удара автомобиля при скорости 60 км

Сила удара автомобиля при скорости 60 км

Не секрет, что с безопасностью автомобиля связано множество мифов. В форумах, ЖЖ и офлайновых дискуссиях полно советов на тему того, какой автомобиль безопаснее и как лучше себя вести в аварийной ситуации. Большинство этих советов если не бесполезны, то малоосмысленны — человек советует покупать "пятизвездочный" автомобиль по EuroNCAP, а почему, как, собственно, и что эти звезды значат — объяснить не может. В частности, практически никто не понимает, как "звезды" соотносятся с вероятностью серьезно пострадать в аварии конкретного типа и при конкретной скорости. Понятно, что чем больше звезд — тем лучше, но насколько это "лучше" и где проходит безопасный предел? Пользователь LiveJournal 0serg посчитал, как, на чем и куда безопаснее врезаться, и разбил в пух и прах теорию EuroNCAP-овских "звезд".

Один из крайне распространенных мифов состоит в том, что очень часто, когда говорят о лобовом ударе автомобилей, скорости этих автомобилей складывают. Вася ехал 60 км/ч, а со встречки на него вылетел Петя на скорости 100 км/ч, удар — ну и сами понимаете, что там на 100+60 = 160 км/ч от машин осталось. Это — грубейшая ошибка. Реальная "эффективная скорость удара" для машин обычно будет равна приблизительно средней арифметической скоростей Васи и Пети — т.е. около 80 км/ч. И именно эта скорость (а не обывательские 160) и приводит к развороченным автомобилям и человеческим жертвам.

"На пальцах" происходящее можно пояснить таким образом: да, при ударе энергия двух автомобилей суммируется — но и поглощают ее тоже два автомобиля, поэтому на каждый автомобиль приходится лишь половина суммарной энергии удара. Корректный расчет происходящего при ударе доступен даже школьнику, хотя и требует определенной смекалки и воображения. Представим себе, что автомобили в момент удара скользят по ровному шоссе без сопротивления (учитывая, что удар происходит за очень короткое время и действующие на машины силы удара гораздо выше сил трения со стороны асфальта — даже при интенсивном торможении это допущение можно считать вполне справедливым). В этом случае движение при ударе будет полностью описываться одной-единственной силой — силой сопротивления сминаемых корпусов металла. Эта сила, по 3-му закону Ньютона, для обеих машин одинакова, но направлена в противоположные стороны.

Мысленно поставим между машинами тонкий, невесомый лист бумаги. Обе силы сопротивления (первой машины и второй) будут действовать "через" этот лист, но поскольку эти силы равны и противонаправленны, то они полностью компенсируют друг друга. А стало быть, на протяжении всего удара наш лист будет двигаться с нулевым ускорением — или, другими словами, с постоянной скоростью. В инерциальной системе координат, связанной с этим листом, обе машины как бы "врезаются" с разных сторон в этот неподвижный лист бумаги — до тех пор, пока не остановятся либо (одновременно) не отлетят от него. Вспоминаете методику EuroNCAP где машины врезаются в неподвижный барьер? Удар о наш гипотетический "лист бумаги" в нашей специальной системе координат будет равносилен удару о массивный бетонный блок на той же скорости.

Как посчитать скорость листа бумаги? Это довольно просто — достаточно вспомнить механику соударений из школьной программы. В какой-то момент оба автомобиля "останавливаются" относительно системы координат листа бумаги (это происходит в то мгновение, когда автомобили начинают разлетаться в разные стороны), что позволяет нам записать закон сохранения импульса. Считая массу одного автомобиля m1 и скорость v1, а другого — m2 и скорость v2, получаем скорость листа бумаги v по формуле

Читайте также:  Apple watch series 3 space gray

(m1+m2)*v = m1*v1 — m2*v2

v = m1/(m1+m2)*v1 — m2/(m1+m2)*v2

Для столкновения в "попутном" направлении скорость второй машины следует считать со знаком "минус".
Относительные скорости машин относительно бумаги (т.е. "эквивалентная скорость удара о бетонный блок") соответственно равны

u1 = (v1-v) = m2/(m1+m2) * (v1+v2)

u2 = (v+v2) = m1/(m1+m2) * (v1+v2)

Таким образом, "эквивалентная скорость" лобового удара действительно пропорциональна сумме скоростей автомобилей — однако берется она с неким "поправочным коэффициентом", учитывающим соотношение масс автомобилей. Для автомобилей равной массы он равен 0,5, т.е. суммарную скорость нужно поделить пополам — что и дает нам упомянутое в начале заметки типичное для подобных аварий "среднее арифметическое". В случае столкновения машин разной массы картина будет существенно иной — "тяжелая" машина пострадает меньше, чем "легкая", причем если различия в массе достаточно велики — разница будет колоссальной. Это типичная ситуация для аварий класса "влетела легковушка в груженый грузовик" — последствия такого удара для легковушки близки к последствиям удара на полноценной "суммарной" скорости, в то время как "грузовик" отделывается небольшими повреждениями, т.к. для него "эквивалентная скорость удара" оказывается равной десятой, а то и двадцатой доле суммарной скорости.

Итак, мы научились считать "эквивалентную скорость удара" по очень простой формуле: нужно сложить скорости (для удара в попутном направлении — вычесть), а затем определить, какую долю массы составляет ЧУЖАЯ машина от суммарной массы ваших машин и умножить этот коэффициент на посчитанную скорость. Прикидочные значения коэффициента:

Машины примерно одинаковой весовой категории: 0.5

Малолитражка vs легковушка: малолитражка 0.6, легковушка 0.4

Малолитражка vs джип: малолитражка 0.75, джип 0.25

Легковушка vs джип: легковушка 0.65, джип 0.35

Легковушка vs грузовик: легковушка >0.9, грузовик 0.8, грузовик —>

Всего 10 км/ч

Могут отделять безопасное торможение от серьёзной аварии: не бывает безопасного превышения скорости. Превышение скорости всего на 10 км/ч может увеличить остановочный путь на десятки метров.

«Незаметная» скорость

Водитель современного автомобиля склонен занижать реальную скорость движения. Комфорт и лёгкость управления современных автомобилей имеют оборотную сторону – водители «не замечают» скорость, оценивая её «на глаз» заметно ниже, чем она есть на самом деле.

Уже 40 км/ч

Достаточно, чтобы сделать неуправляемым даже полноприводный автомобиль. В сложных дорожных условиях, таких как дождь и гололёд, осмотрительные водители стараются не разгоняться даже до скоростей, разрешенных дорожными знаками и ПДД.

«Без тормозов»

Может остаться ваш автомобиль даже на сухом и чистом асфальте. В жаркий летний день на прямом солнце температура асфальта может превышать 50°С. К сожалению, немногие водители учитывают, что сцепление шин с дорогой в таких условиях резко ухудшается, и тормозной путь может значительно удлиниться. Аналогичный эффект может возникать и в межсезонье, в тёплый весенний день с автомобилем, обутым в зимнюю резину. Зимние шины рассчитаны на холодную погоду и при «плюсовых» температурах резко теряют сцепные свойства.

Лишь 2 минуты

Выиграет водитель в городе, преодолевающий средний городской маршрут (около 20 км) со скоростью 80 км/ч, вместо разрешенных 60 км/ч. Стоит ли рисковать и нервничать ради пары минут? Прибавить скорость – не означает приехать быстрее. Превышение скорости в реальных условиях городского движения не приводит к существенному выигрышу времени.

Читайте также:  Как транслировать видео с ноутбука на телевизор

Скорость в городе

Ограничена до 60 км/ч не просто так. При ДТП на скорости 30 км/ч – риск смертельного исхода для пешехода 5%, при 50 км/ч – 40%, а при 65 км/ч – уже 84%. Подумайте, о тех, кто вас окружает. Они значительно более уязвимы, чем вы.

Падение с восьмого этажа

Равнозначно травмам, полученным непристегнутым человеком при столкновении на скорости 80 км/ч. При 60 км – травмы аналогичны полученным при падении с пятого этажа, а при 40 км/ч – со второго.

В России Правилами дорожного движения запрещено превышать установленную скорость движения, считающуюся безопасной. В настоящее время действует допустимое (ненаказуемое) превышение до 20 км/ч. Вспоминаем соотношение скорости с гибелью пешехода и ужасаемся. Ибо менталитет у нас такой, что если установленная скорость – 50 км/ч, то можно втопить все 70 км/ч. Чё тащиться-то, как лох, правда?

. Многие из нас были очевидцами наезда машины на пешехода. Как выглядит место ДТП? Обычно там много народу – зеваки собираются быстро. Мигалки – работают скорая, полиция. Пострадавший лежит без движения, и не ясно, жив он или нет. В среде автоинспекторов и медиков существует поверье, основанное на наблюдении – ботинки слетели, значит, не жилец. Значит, сила удара была большой. Сама видела слетевшие с человека ботинки, оказавшиеся при рассмотрении крепко-накрепко зашнурованными. Валенки слетают, конечно, легче. Летом тапки с пешехода отлетают на много-много метров от места наезда.

Это если машина ехала небыстро. Если авто (или мотоцикл) двигалось не просто быстро, а очень быстро, человека просто разрывает на куски. Так что на месте ДТП приходится работать не только полицейским и медикам, но и пожарным – из шланга промывают дорогу. Такое не покажут по "Сканеру" и даже на НТВ – кадры милосердно прикрывают блюром. Задумая этот пост, я поначалу собиралась сопроводить текст подборкой фотографий, но потом передумала.

Об ответственности. Если пешеход живой, но не очень здоровый, то курим Кодекс об административных правонарушениях:
ст. 12.24 КоАП РФ " Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего"

2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего влечёт наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 25 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

1. Под причинением лёгкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

Читайте также:  Где мое устройство гугл

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершённое лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырёх лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершённое лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершённое лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трёх лет.

Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

Пешеходы – переходя дорогу, очень внимательно смотрите по сторонам! Как в анекдоте: ". это Россия, я ещё и бы и наверх посмотрел!" Твёрдо помните о том, что только вы ответственны за свою безопасность. Я часто вижу, как люди бегут, сломя голову, хотя до разрешающего сигнала остаются считанные секунды. Не торопитесь, подумайте.

Водители – не превышайте скорость, и сбавляйте её при подъезде к перекрёсткам и пешеходным переходам, очень внимательно смотрите по сторонам, особенно если в поле зрения есть дети. Всегда помните, что от неожиданностей никто не застрахован. Например, под колёса может вывалиться пьяный. Или ребёнок внезапно выбежит на дорогу за мячиком. Или, казалось бы, еле живая старушка неожиданно окажется черезчур прыткой.

Всем – уважайте друг друга. Знаю, некоторые водители презрительно называют пешеходов "пешками" и "кеглями". Пешеходы в долгу не остаются и как только не хают водителей. А надо-то всего лишь относиться друг к другу с уважением.

Как бы не избито это звучало, но всё-таки – Правила дорожного движения действительно написаны кровью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector