Синтаксический разбор словосочетания любой человек

Синтаксический разбор словосочетания любой человек

План синтаксического разбора словосочетания.

Если перед нами предложение, то выделить из него словосочетания. Для этого необходимо найти подлежащее и сказуемое, которые, как мы знаем, не могут быть словосочетанием.

В словосочетании найти главное и зависимое слово, выделить их графически. Указать, какой частью речи и в какой грамматической форме находится каждая из частей словосочетания. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.

По главному слову выяснить тип словосочетания (именное, глагольное или наречное).

Определить тип подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление или примыкание), указать, чем выражена эта связь: окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова или только по смыслу).

Определить тип словосочетания в зависимости от смысловых отношений в нем: объектные, определительные или обстоятельственные.

Пример разбора словосочетания.

На улице поднялся холодный ветер, весенне солнце испуганно спряталось за тучи.

Ветер — главное слово, выражено именем существительным в им.п., холодный — зависимое слово, имя прилагательное.

Словосочетание именное, способ связи — согласование, выражено с помощью окончания зависимого слова. Смысловые отношения определительные.

На улице поднялся

Поднялся — главное слово, выражено глаголом; на улице — зависимая часть словосочетания, выражена существительным с предлогом.

Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено с помощью окончания существительного и предлога "на". Смысловые отношения обстоятельственные.

Солнцеглавное слово, выражено существительным в им.п. Весеннее — зависимое слово, имя прилагательное.

Словосочетание именное; способ связи — согласование, выражено с помощью окончания прилагательного. Смысловые отношения — определительные.

Спряталось — главное слово, выражено глаголом; испуганно — зависимое слово, выражено наречием.

Словосочетание глагольное; способ связи примыкание, части словосочетания связаны по смыслу. Смысловые отношения обстоятельственные.

Спряталось за тучи

Спряталось — главное слово, выражено глаголом; за тучи — зависимая часть, выражена существительным с предлогом.

Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено окончанием зависимого существительного и предлогом "за". Смысловые отношения — обстоятельственные.

Общие правила разбора

Синтаксический разбор позволяет обобщить и систематизировать все имеющиеся сведения о словосочетании и предложении, помогает увидеть структуру синтаксических единиц, правила их построения, а значит, правильно расставлять знаки препинания, строить собственные высказывания без грамматических ошибок.

Для каждой синтаксической единицы: словосочетания, простого предложения, сложного предложения – выполняется отдельный вариант разбора.

Что необходимо знать для правильного выполнения синтаксического разбора?

  1. Распознавать различные виды и средства синтаксической связи.
  2. Знать характеристики словосочетаний и классификацию предложений, признаки и способы выражения всех членов предложения.
  3. Чётко различать двусоставные, виды односоставных и неполные предложения.
  4. Знать разновидности осложнённых предложений
  5. Знать классификацию сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений.
  6. Распознавать средства связи в сложном предложении.

Типичные ошибки при синтаксическом разборе:

  1. Неправильное выделение словосочетания из состава предложения.
  2. Неверная характеристика типа сказуемого.
  3. Смешение частей речи и членов предложения.
  4. Неправильное определение видов односоставных предложений.
  5. Неразличение неполных и односоставных предложений.
  6. Смешение понятий простого и сложного предложения.
  7. Ошибки в характеристике способов осложнения простого предложения.
  8. Неверная характеристика типов сложного предложения.
  9. Неразличение союзов и союзных слов.

Среди заданий ЕГЭ есть задания на определение вида подчинительной связи в словосочетании, вида связи в сложном предложении, поэтому умение делать синтаксический разбор является очень важным в подготовке к ЕГЭ.

Синтаксический разбор словосочетания

Словосочетание является «материалом», из которого строятся предложения.

План разбора

  1. Выписать словосочетание из предложения.
  2. Поставить вопрос и определить главное и зависимое слово.
  3. Установить, какими частями речи являются главное и зависимое слова.
  4. Назвать тип словосочетания по главному слову.
  5. Определить вид подчинительной связи.

Образец разбора

В избушке (какой?) маленькой.

  • существительное + прилагательное;
  • именное;
  • согласование.

(главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже: женский род, единственное число, предложный падеж; при изменении главного слова изменяется и зависимое: избушку маленькую, избушек маленьких и т. д.).

  • глагол + предлог + существительное в предложном падеже;
  • глагольное;
  • управление.
Читайте также:  Сайты тор с оружием

(главное слово управляет зависимым, при изменении главного зависимое остаётся в том же падеже – в нашем случае в предложном, жил в избушке, жили в избушке, живёт в избушке и т. д.).

  • глагол + предлог + существительное в творительном падеже;
  • глагольное;
  • управление.

(зависимое слово является неизменяемой частью речи, поэтому примыкает к главному, то есть присоединяется только по смыслу).

Типы словосочетаний по главному слову

Имя существительное, которое может распространяться:

  • прилагательным (интересная книга, медленный танец, осенние листья);
  • существительным (стакан молока, искры от костра, скульптура из дерева);
  • местоимением (моя комната, ваши слова, свой дом):
  • порядковым числительным (пятый класс, восьмое марта, двенадцатую ночь):
  • наречием (прогулка пешком, экскурсия верхом, движение напролом);
  • неопределённой формой глагола (мечта уехать, надежда выздороветь, желание помочь);
  • причастием (растущее дерево, спиленный тополь, улыбающийся ребёнок).

Имя прилагательное, способное распространяться:

  • именем существительным (бледный от болезни, красный от смеха, смуглый от загара);
  • местоимением (важный для всех, известный каждому, любимый нами);
  • наречием (очень весёлый, слишком откровенный, довольно старый);
  • неопределённой формой глагола (готов помочь, должен сказать).

Имя числительное с зависимым словом:

  • именем существительным (первый в строю, двое из ларца, один дома);
  • причастием (двое из вошедших, один из провожающих, первый попавшийся);
  • местоимением (трое из нас, первый из вас, два среди всех);
  • числительным (первый из восьми, четыре из пяти, один из ста);
  • наречием (второй справа, первый впереди, двое слева).

Местоимение с зависимым словом:

  • прилагательным (что-нибудь интересное, кто-то известный, нечто красивое);
  • причастием (кто-то кричащий,нечто волнующее, что-то грохочущее);
  • существительным (кто-то из учеников);
  • местоимением (каждый из них, всякий из вас).
  • существительное (купить молока, сесть в поезд);
  • местоимение (узнать обо всём, рассказать ему);
  • наречие (громко петь, весело смеяться);
  • неопределённую форму глагола (просил написать, хочет увидеть);
  • деепричастие (ушёл не оглядываясь, рассказывал сидя).

Глагольными также являются словосочетания с главным словом, выраженным особыми формами глагола – причастием и деепричастием (потемневшие от гнева, надеясь на победу).

  • существительным (незадолго до отправления, поблизости от поезда);
  • местоимением (далеко от меня, близко от нас);
  • другим наречием (слишком мало, очень тяжело).

Виды подчинительной связи в словосочетании

  1. Согласование – уподобление зависимого слова главному в общих для них грамматических категориях.
  • грамматическая основа предложения (я возмутился);
  • сочетание знаменательного и служебного слов (около дома);
  • однородные члены (лёд и вода);
  • сложные формы будущего времени и сравнительной степени (буду искать, более мощный);
  • фразеологизмы (водить за нос, спустя рукава).

Умение вычленять из предложения словосочетания, правильно ставить вопросы от главного слова к зависимому поможет при выполнении синтаксического разбора предложения.

Ольга! Спасибо огромное за такой подробный разбор сложного предложения. Завела папку для сына, мы на пару разбирались с вашими рекомендациями, распечатали и вложили в папку. Она у нас особая: сын воспринимает только те правила, над которыми работал сам, а не слушал от учителя. Справочные сайты нам не подходят — они либо слишком сухие, либо слишком адаптированные под ленивый школьный ум:). У вас — тот же урок, но самостоятельного изучения. Сын горд, что переварил все, что вы здесь дали)). Удачи вам, будем вашими читателями.

Решил проверить, что же я помню со времён школьной скамьи? Да, должен признаться, что-то да позабыл, но с вашей подробной статьёй всё себе вновь напомнил. Спасибо большое. Теперь, если дети будут обращаться ко мне за помощью с домашним заданием, смогу им и помочь, и объяснить. Ещё не раз буду обращаться к вашему сайту, к вашим статьям.

Спасибо, Михаил. Очень рада, что сайт Вам помог.

Читайте также:  Заказать на алиэкспресс лего

Огромное спасибо за Ваш труд и готовность делиться своими открытиями. Неоценимый материал для себя нашла в разделе «Работа с одаренными детьми»

Рада, что Вам что-то пригодилось. Удачи в работе!

Ольга Анатольевна, помогите, пожалуйста, правильно выделить словосочетания из предложения:

Лесная мышь свила гнездо из травинок и стебельков.
Свила (из чего?) из травинок или Гнездо (из чего?) из стебельков.

Спасибо.

Свила (что?) гнездо, гнездо (какое?) из травинок; во втором словосочетании зависимое слово является несогласованным определением.

Сайт достаточно молодой и только начинает развиваться. Поэтому буду благодарна, если вы выскажете свое мнение. Полезным ли оказался ваш визит сюда? Если не нашли нужного материала, поделитесь, учту в дальнейшей работе.

Нет, не безличное, это двусоставное пред …

Рада помочь, пользуйтесь, желаю успеха!

Отличный материал. Наглядно и почти исче …

Не проходят, мы анализируем мини-тексты …

Вы совершенно правы, Ирина.

Здравствуйте, уважаемый гость! Я рада приветствовать вас на своем сайте. Надеюсь, что Вы сможете здесь найти для себя интересный и полезный материал. Если есть предложения или вопросы, пишите, буду рада общению, обмену идеями.

С ув. Ольга Дьяченко.

Все материалы на сайте защищены авторским правом. При копировании или использовании обязательна активная ссылка на источник с оригиналом статьи.

На сайте используются авторские картинки, а также фото, взятые из открытых источников. Если какое-то изображение используется мной с нарушением Ваших авторских прав, прошу сообщить об этом по обратной связи, проблема будет устранена.

Словосочетание – это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

слово словосочетание
стол обеденный стол
письменный стол
лист лавровый лист
лист малины
гулять гулять в парке
гулять с друзьями

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

гулять (с кем?) с друзьями.

Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

золотая монета – монета из золота,

меховой воротник – воротник из меха,

бритвенный станок – станок для бритья.

Не являются словосочетаниями:

    Подлежащее и сказуемое:

Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:

Слово с предлогом:

у окна, возле дома.

Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):

(какой?) уставший и (какой?) сонный.

Устойчивые выражения (фразеологизмы):

Сложные грамматические формы:

будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:

. ветка, сломанная ветром.

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связь Примеры
предмет и его признак засохший цветок
цветок
(какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу
лететь
(к чему?) к солнцу
действие и его признак заинтересованно разглядывать
разглядывать
(как?) заинтересованно
признак и его степень по-весеннему свежий
свежий
(как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;

ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.

Признаки словосочетания

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

  1. Состав словосочетания – два и более самостоятельных слова.
  2. Смысловое единство этих слов.
  3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть – вода, зависимая – чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание – это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

Читайте также:  Сигареты для женщин отзывы

мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

Сложное словосочетание – это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Глагольные, именные и наречные

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольные главным словом является глагол бегать по траве,
листать книгу,
решать задачу
именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,
очень скучный,
пять уроков,
кто-то знакомый
наречные главным словом является наречие навстречу мечте,
рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование – это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко – зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

  • имена прилагательные: надувной шарик;
  • местоимения-прилагательные: наши друзья;
  • причастия: просмотренный фильм;
  • порядковые числительные: второй год.

Управление – это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).

Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова – книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

грамматическая связь передаётся с помощью окончания у и предлога по.

Примыкание – это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания

Неделимые словосочетания – это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – ×.

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

В словосочетании засохший лист главное слово – лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову – именное. Тип подчинительной связи – согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector