Система охлаждения закрытого типа

Система охлаждения закрытого типа

При сгорании топлива внутри цилиндра температура газов поднимается до 2000°С. Тепло расходуется на механическую работу, частично уносится с выхлопными газами, тратится на лучеиспускание и нагрев деталей двигателя. Если его не охлаждать, то он теряет мощность (ухудшается наполнение цилиндров рабочей смесью, возникает преждевременное самовоспламенение смеси и т. д.), усиливается изнашивание деталей (выгорает масло в зазорах) и возрастает вероятность поломки их в результате снижения механических свойств материалов.

Если же двигатель переохлажден, уменьшается количество тепла, переходящего в работу, топливо конденсируется на холодных стенках цилиндров, стекает в картер (масляный резервуар) и разжижает смазку, что также приводит к увеличению износа трущихся деталей и снижению мощности двигателя. Таким образом, поддержание определенного теплового режима двигателя является важным и обязательным делом. Поэтому все автомобильные двигатели имеют систему охлаждения.

Существуют жидкостные и воздушные системы охлаждения. Жидкостные системы охлаждения получили большее распространение, так как с их помощью создается более благоприятный тепловой режим для деталей двигателя возможность изготовления деталей двигателя из сравнительно недорогих материалов. Такие двигатели при при работе создают меньше шума за Счет наличия двойных стенок (рубашки) и слоя охлаждающей жидкости.

1 – радиатор отопителя
2 – пароотводящий шланг радиатора отопителя
3 – шланг отводящий
4 – шланг подводящий
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока)
6 – шланг подводящей трубы насоса
7 – термостат
8 – заправочный шланг
9 – пробка расширительного бачка
10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости
11 – расширительный бачок
12 – выпускной патрубок
13 – жидкостная камера пускового устройства карбюратора
14 – отводящий шланг радиатора
15 – подводящий шланг радиатора
16 – пароотводящий шланг радиатора
17 – левый бачок радиатора
18 – датчик включения электровентилятора
19 – электродвигатель вентилятора
20 – крыльчатка электровентилятора

21 – правый бачок радиатора
22 – сливная пробка
23 – кожух электровентилятора
24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения
25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости
26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости
27 – подводящий шланг к жидкостной камере пускового устройства карбюратора
28 – отводящий шланг
27 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку
28 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка
29 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке
30 – трубки радиатора
31 – сердцевина радиатора

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери). Он открывается при давлении 1,1-1,5 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе).

Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора (на двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу электронного блока управления двигателем (на двигателях ВАЗ-2111, -2112). Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке впрыскных двигателей (ВАЗ-2111, -2112) установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом пластичной смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат. На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателе ВАЗ-2110 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства. На двигателях ВАЗ-2111, -2112 жидкость, кроме отопителя, подается к блоку подогрева дроссельного узла (подогрев впускного коллектора не предусмотрен).

При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Термостат двигателя ВАЗ-2112 имеет повышенное сопротивление байпасного клапана (дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток жидкости через радиатор отопителя.

Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Бортовая система контроля также сообщает о падении уровня жидкости, для этого в крышке бачка предусмотрен датчик. С бачком также соединены две пароотводные трубки: одна – от радиатора отопителя, другая – от радиатора охлаждения двигателя.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Емкость системы жидкостного охлаждения зависит от размеров и степени форсирования (например, степени сжатия) двигателя и в среднем составляет 0,2. 0,3 л на лошадиную силу. Поэтому у легковых автомобилей она содержит до 8. 12 л жидкости, у грузовых машин с бензиновым карбюраторным двигателем — до 30 л, а у грузовиков с дизельным двигателем — до 50 л. Антифриз, содержащий антикоррозийные и антивспенивающие добавки, а также добавки, исключающие образование накипи, марки тосол А-40 или А-65 имеет температуру загустения соответственно — 40 и — 65°С. При работе двигателя жидкость, омывающая его цилиндры и головку, нагревается и открывает автоматический клапан (термостат), расположенный в трубопроводе, соединяющем двигатель с радиатором. Насос, при­вводимый в действие от коленчатого вала, создает циркуляцию жидкости в системе. Горячая жидкость, проходя по трубкам радиатора, отдает тепло воздуху, подаваемому в него вентилятором. Интенсивность охлаждения двигателя можно менять, изменяя интенсивность циркуляции жидкости или интенсивность воздушного потока, проходящего через радиатор, в зависимости от температуры воздуха окружающей среды или условий движения (скорость, нагрузка и т.д.).

Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.

Как отмечалось ранее, существует два типа систем охлаждения двигателей — жидкостные и воздушные. Они отличаются тепловым контуром и теплоносителем, обеспечивающим отвод теплоты от наиболее нагреваемых деталей. Основные компоненты типов систем охлаждения представлены на рис. 1.7. В зависимости от типа системы охлаждения могут иметь разное конструктивное исполнение.

В системах жидкостного охлаждения теплоноситель циркулирует по контуру «рубашка охлаждения — радиатор». Жидкостный теплоноситель нагревается вследствие перепада температур между стенками цилиндров и теплоносителем. Нагретый теплоноситель

Читайте также:  Электромобиль ниссан лиф 2018 года цена

Рис. 1.7. Типы систем охлаждения

переносит теплоту к радиатору, где она частично рассеивается в окружающую среду потоком воздуха, проходящим через радиатор. Этот процесс является непрерывным вследствие постоянной циркуляции жидкости. Отвод теплоты осуществляется принудительно и регулируется.

Системы жидкостного охлаждения могут быть проточными, испарительными и замкнутыми.

Проточные системы охлаждения забирают охлаждающую жидкость (воду) из естественных водоемов, направляют в рубашку охлаждения двигателя и после нагрева выбрасывают в водоем (рис. 1.8). Эти системы просты по конструкции, их эффективность зависит от качества и температуры воды. Применяются они в стационарных, судовых и лодочных навесных двигателях.

Рис. 1.8. Схема проточной системы охлаждения из водоема

В проточных системах охлаждения температура воды на выходе из двигателя составляет около 85 °С. Перепад температур воды, выходящей из двигателя и входящей в него, не превышает

15. 20 °С. Принято, что при охлаждении жесткой пресной и морской водой температура па выходе из двигателя не должна превышать 55 °С во избежание интенсивного выделения накипи и солей на внутренних полостях охлаждающих систем. Этот недостаток в судовых двигателях частично устраняется за счет использования проточно-замкнутых систем охлаждения.

Проточно-замкнутая система охлаждения состоит из двух жидкостных контуров, один из которых замкнутый, использующий пресную нежесткую воду, другой — проточный, использующий воду из водоема (рис. 1.9). Вода замкнутого контура из рубашки охлаждения двигателя охлаждается в холодильнике, циркуляция воды осуществляется принудительно и обеспечивается водяным насосом. К холодильнику вторым насосом подается вода из водоема, которая охлаждает воду замкнутого контура. В замкнутом контуре охлаждения предусмотрен расширительный бачок для компенсации увеличения объема воды при нагревании, отвода из воды воздуха и компенсации утечек воды из системы.

Температура воды, выходящей из двигателя, в сообщающихся с атмосферой замкнутых системах не поднимается выше 85. 90 °С. При оснащении расширительного бачка паровоздушным клапа-

Рис. 1.9. Схема комбинированной проточно-замкнутой системы охлаждения пом давление в системе превышает атмосферное и составляет 0,12. 0,13 МПа, температура воды увеличивается до 105 °С.

Рис. 1.10. Схема циркуляции жидкости испарительной системы охлаждения

Перепад температур воды па выходе из двигателя и входе после холодильника должен быть не более 10. 15°.

Испарительные системы охлаждения (рис. 1.10) обеспечивают отвод теплоты за счет испарения охлаждающей жидкости (воды), омывающей наиболее нагреваемые детали двигателя. Выделяющиеся пары конденсируются в холодильнике системы охлаждения. Циркуляция воды происходит за счет перемещения слоев жидкости при образовании и перемещении паровой фракции. Испарительные системы охлаждения отличаются простотой конструкции, требуют большого количества воды вследствие испарения. Используются испарительные системы преимущественно па стационарных небольшой мощности калоризаторпых двигателях с низкой степенью сжатия и воспламенением рабочей смеси от калильной (калоризаторной) головки.

Замкнутой системой охлаждения с естественной циркуляцией охлаждающей жидкости является тер моей фон пая система охлаждения (рис. 1.11). Циркуляция жидкости осуществляется вследствие напора, возникающего при разной плотности нагретой и охлажденной жидкости. Охлаждающая жидкость в полостях вокруг цилиндров и в головке при работе двигателя нагревается, поднимается вверх и поступает в верхний бак радиатора. В радиаторе жидкость под действием гравитационных сил опускается в нижний бачок. Потоком воздуха, который под воздействием вентилятора проходит через сердцевину радиатора, жидкость охлаждается. Из нижнего бачка радиатора охлажденная жидкость поступает в рубашку охлаждения двигателя, вытесняя нагретые слои жидкости в верхний бачок радиатора.

Термосифонпая система охлаждения обладает несложным устройством, менее эпергозатратна, но удовлетворительно работает

Рис. 1.11. Схема циркуляции жидкости термосифонной системы

при большом объеме жидкости и значительной поверхности охлаждения радиатора. Перепад температур охлаждающей жидкости на выходе из двигателя и на входе после радиатора достигает 30 °С. На тракторах и автомобилях термосифонная система охлаждения вследствие больших габаритно-массовых параметров, нерегулируемое™ и большого перепада температур охлаждающей жидкости нс применяется.

Система охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости (рис. 1.12) отличается от термосифонной тем, что после радиатора устанавливается насос. Жидкость из нижнего бачка под давлением нагнетается в нижнюю полость рубашки охлаждения, а затем проходит в верхнюю полость и головку

Циркуляция жидкости из нижней полости рубашки охлаждения в верхнюю является недостатком этой системы, так как в зону камеры сгорания и к поверхностям головки, имеющим наибольшую температуру, жидкость поступает уже нагретой. Такая циркуляция охлаждающей жидкости нс способствует эффективному протеканию рабочего процесса двигателя.

Система охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости может выполняться как открытой, так и закрытой. Закрытая система разобщена с атмосферой и работает при избыточном давлении, вследствие чего температура кипения при заправке системы

Рис. 1.12. Схема системы охлаждения с принудительной циркуляцией

водой повышается до 105. 107 °С. Рабочая температура охлаждающей воды в закрытой системе составляет 98. 100 °С, а в открытой, сообщающейся с атмосферой, — 90. 95 °С.

Комбинированная система охлаждения (рис. 1.13) отличается тем, что охлаждающая жидкость насосом подастся в верхнюю полость рубашки охлаждения. Водяной насос обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости. В отводящем патрубке

Рис. 1.13. Схема комбинированной жидкостной системы охлаждения

устанавливается термостат, от полости установки термостата выполняется канал (патрубок), соединенный с всасывающей полостью водяного насоса. При прогреве двигателя термостат направляет жидкость, минуя радиатор, к насосу, чем обеспечивается интенсивный прогрев двигателя. После достижения рабочей температуры в системе охлаждения клапан термостата открывается и направляет жидкость через радиатор. В системе охлаждения поддерживается избыточное давление 0,045. 0,05 МПа, вследствие чего температура кипения воды повышается до 107. 110 °С, что снижает вероятность ее закипания при повышенных нагрузочных режимах.

Перепад температур жидкости на выходе из двигателя и после радиатора составляет 5. 6 °С, что обеспечивает благоприятные условия для работы двигателя. Комбинированные закрытые системы с принудительной циркуляцией и автоматическим регулированием температуры жидкости экономичнее ранее рассмотренных и широко применяются на тракторах и автомобилях.

Воздушные системы охлаждения, в отличие от жидкостных, не имеют многообразия схем по принципу работы. Охлаждение двигателя осуществляется потоком воздуха, проходящим через оребренную поверхность цилиндра. Наружные поверхности блока двигателя воздушного охлаждения имеют кожуха, дефлекторы, которые образуют воздушный тракт. Поток воздуха в воздушном тракте направляется к наиболее нагретым деталям двигателя. Движение потока воздуха может осуществляться путем нагнетания или всасывания. Существенный недостаток второго способа в том, что оребренные поверхности интенсивно загрязняются и эффективность охлаждения уменьшается. Наибольшее применение получил способ нагнетания воздуха в воздушный тракт охлаждения двигателя. Конструкция схем воздушного охлаждения зависит от расположения и компоновки цилиндров [36, 56].

Схема движения воздушного потока определяется компоновкой вентилятора, его приводом. Вентилятор приводится в движение непосредственно от коленчатого вала или ременной передачей. Для эффективного и равномерного охлаждения двигателя при наименьших затратах мощности воздух должен обдувать поверхности охлаждающих деталей равномерно и с достаточно высокой массовой скоростью. Поток воздуха первоначально должен охладить головку цилиндров, включая свечи зажигания и форсунки.

Рис. 1.14. Схемы систем воздушного охлаждения двигателей с вертикальным рядным расположением цилиндров

На рис. 1.14 представлены компоновочные схемы воздушного охлаждения двигателей с вертикальным рядным расположением цилиндров. Поток воздуха нагнетается в воздушный тракт, который формируется вдоль одной из боковых сторон ряда цилиндров двигателя.

Читайте также:  Чипсет для amd ryzen 5 2600

Аэродинамическое сопротивление воздушного тракта зависит от места установки и привода вентилятора. При установке вентилятора на оси коленчатого вала траектория движения частиц воздуха удлиняется, поток воздуха совершает несколько поворотов, прежде чем поступить к оребренной поверхности цилиндров.

При V-образном расположении цилиндров (рис. 1.15) возможно применение одного или двух нагнетательных вентиляторов. Вентилятор может приводиться в движение непосредственно от коленчатого вала или устанавливаться так, чтобы направлять поток воздуха к каждому ряду цилиндров и иметь ременный привод. При оппозитном расположении цилиндров поток воздуха нагнетается в воздушный тракт и поступает на каждый ряд цилиндров (рис. 1.16).

Независимо от схемы компоновки цилиндров, установки и привода вентилятора принцип работы системы охлаждения неизменен. Основным недостатком воздушной системы охлаждения является неравномерность охлаждения и более высокий температурный режим двигателя. Температура внутренних поверхностей цилиндров и головки достигает 130. 140 °С. Температура в системах воздушного охлаждения поддерживается при помощи устройств, регулирующих расход потока воздуха путем движения его по межреберным каналам охлаждающих поверхностей, и другими способами. Воздушное охлаждение широко применяется на малогабаритных двигателях малой мощности, на двигателях большой мощности его использование ограничено.

Рис. 1.15. Схемы систем воздушного охлаждения двигателей с V-образным расположением цилиндров

Рис. 1.16. Схемы систем воздушного охлаждения двигателей с оппозитным расположением цилиндров

Системой охлаждения называется совокупность устройств, осуществляющих принудительный регулируемый отвод и передачу теплоты от деталей двигателя в окружающую среду. Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима, обеспечивающего получение максимальной мощности, высокой экономичности и длительного срока службы двигателя.

Для принудительного и регулируемого отвода теплоты в двигателях автомобилей применяют два типа системы охлаждения. Тип системы охлаждения определяется теплоносителем (рабочим веществом), используемым для охлаждения двигателя. В жидкостной системе охлаждения используются специальные охлаждающие жидкости — антифризы различных марок, имеющие температуру загустевания — 40 °С и ниже. Антифризы содержат антикоррозионные и антивспенивающие присадки, исключающие образование накипи. Они очень ядовиты и требуют осторожного обращения. По сравнению с водой антифризы имеют меньшую теплоемкость и поэтому отводят теплоту от стенок цилиндров двигателя менее интенсивно.

По сравнению с воздушной жидкостная система охлаждения более эффективная, менее шумная, обеспечивает меньшую среднюю температуру деталей двигателя, улучшение наполнения цилиндров горючей смесью и более легкий пуск двигателя при низких температурах, а также использование жидкости для подогрева горючей смеси и отопления салона кузова автомобиля. Однако в системе возможно подтекание охлаждающей жидкости и имеется вероятность переохлаждения двигателя в зимнее время.

Конструкция и работа жидкостной системы охлаждения

В двигателях автомобилей применяется закрытая (герметичная) жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Внутренняя полость закрытой системы охлаждения не имеет постоянной связи с окружающей средой, а связь осуществляется через специальные клапаны (при определенном давлении или вакууме), находящиеся в пробках радиатора или расширительного бачка системы. Охлаждающая жидкость в такой системе закипает при 110. 120 °С. Принудительная циркуляция охлаждающей жидкости в системе обеспечивается жидкостным насосом. Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения головки и блока цилиндров, радиатора, насоса, термостата, вентилятора, расширительного бачка, соединительных трубопроводов и сливных краников. Кроме того, в систему охлаждения входит отопитель салона кузова автомобиля. При непрогретом двигателе основной клапан термостата 19 (рис. 11) закрыт, и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор 10. В этом случае жидкость нагнетается насосом 17 в рубашку охлаждения 8 блока и головки цилиндров двигателя. Из головки блока цилиндров через шланг 3 жидкость поступает к дополнительному клапану термостата и попадает вновь в насос. Вследствие циркуляции этой части жидкости двигатель быстро прогревается. Одновременно меньшая часть жидкости поступает из головки блока цилиндров в обогреватель (рубашку) впускного трубопровода двигателя, а при открытом кране — в отопитель салона кузова автомобиля.

Рис. 11. Система охлаждения двигателя: 1, 2, 3, 5, 15, 18 — шланги; 4 — патрубок; 6 — бачок; 7, 9 — пробки; 8 — рубашка охлаждения; 10 — радиатор; 11 — кожух; 12 — вентилятор; 13, 14 — шкивы; 16— ремень; 17— насос; 19 — термостат

При прогретом двигателе дополнительный клапан термостата закрыт, а основной клапан открыт. В этом случае большая часть жидкости из головки блока цилиндров попадает в радиатор, охлаждается в нем и через открытый основной клапан термостата поступает в насос. Меньшая часть жидкости, как и при непрогретом двигателе, циркулирует через обогреватель впускного трубопровода двигателя и отопитель салона кузова. В некотором интервале температур основной и дополнительный клапаны термостата открыты одновременно, и охлаждающая жидкость циркулирует в этом случае по двум направлениям (кругам циркуляции). Количество циркулирующей жидкости в каждом круге зависит от степени открытия клапанов термостата, чем обеспечивается автоматическое поддержание оптимального температурного режима Двигателя. Расширительный бачок 6, заполненный охлаждающей жидкостью, сообщается с атмосферой через резиновый клапан, Установленный в пробке 7 бачка. Бачок соединен шлангом с наливной горловиной радиатора, которая имеет пробку 9 с клапанами. Бачок компенсирует изменения объема охлаждающей жидкости, и в системе поддерживается постоянный объем циркулирующей жидкости. Для слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения имеются два сливных отверстия с резьбовыми пробками, одно из которых находится в нижнем бачке радиатора, а другое в блоке цилиндров двигателя. Температура жидкости в системе контролируется указателем, датчик которого установлен в головке блока цилиндров двигателя. Жидкостный насос обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя. На двигателях автомобилей применяют лопастные насосы центробежного типа (рис. 12). Вал 6 насоса установлен в отлитой из алюминиевого сплава крышке 4 в двухрядном неразборном подшипнике 5. Подшипник размещен и зафиксирован в крышке стопорным винтом 8. На одном конце вала напрессована литая чугунная крыльчатка 1, а на другом конце — ступица 7и шкив 11 вентилятора 15. При вращении вала насоса охлаждающая жидкость через патрубок 10 поступает к центру крыльчатки, захватывается ее лопастями, отбрасывается к корпусу 2 насоса под действием центробежной силы и через окно 3 в корпусе направляется в рубашку охлаждения блока цилиндров двигателя. Уплотнительное устройство Р, состоящее из самоподжимной манжеты и графитокомпозитного кольца, установленное на валу насоса, исключает попадание жидкости в подшипник вала. Привод насоса и вентилятора осуществляется клиновым ремнем 12 от шкива 13, который установлен на переднем конце коленчатого вала двигателя. С помощью этого ремня также вращается шкив 14 генератора. Нормальную работу насоса и вентилятора обеспечивает правильное натяжение ремня. Натяжение ремня регулируют путем перемещения генератора в сторону от двигателя (показано на рис. 12 стрелкой а). Насос корпусом 2, отлитым из алюминиевого сплава, крепится к фланцу блока цилиндров в передней части двигателя.

Рис. 12. Жидкостный насос (а) и вентилятор (б) двигателя: 1 — крыльчатка; 2 — корпус; 3 — окно; 4 — крышка; 5 — подшипник; 6 — вал; 7 — ступица; 8 — винт; 9 — уплотнительное устройство; 10 — патрубок; 11, 13,14 — шкивы; 12 — ремень; 13 — вентилятор; 16 — накладка; 17 — болт

Рассмотрим устройство насоса, привод которого осуществляется зубчатым ремнем (рис. 13). Вал 4 насоса установлен в корпусе 5 из алюминиевого сплава в неразборном двухрядном шариковом подшипнике 3. Подшипник стопорится в корпусе винтом 2 и уплотняется специальным устройством 6, включающим в себя графитокомпозитное кольцо и манжету. На переднем конце вала напрессован зубчатый шкив 1 из спеченного материала, а на заднем конце — крыльчатка 8. В крыльчатке сделаны два сквозных отверстия 7, которые соединяют между собой полости с охлаждающей жидкостью, расположенные по обе стороны крыльчатки. Благодаря этим отверстиям выравнивается давление охлаждающей жидкости на крыльчатку с обеих сторон, что исключает осевые нагрузки на вал насоса при его работе. Вал насоса приводится во вращение через шкив 1 зубчатым ремнем привода распределительного вала от коленчатого вала. При вращении вала жидкость поступает к центру крыльчатки и под действием центробежной силы направляется в рубашку охлаждения двигателя. Насос крепится корпусом к блоку цилиндров двигателя через уплотнительную прокладку. Термостат способствует ускорению прогрева двигателя и регулирует в определенных пределах количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. Термостат представляет собой автоматический клапан. В двигателях автомобилей применяют неразборные двухклапанные термостаты с твердым наполнителем.

Читайте также:  Как в лайтруме экспортировать все фото сразу

Рис. 13. Жидкостный насос двигателя: 1 — шкив; 2 — винт; 3 — подшипник; 4 — вал; 5 — корпус; 6 — уплотнительное устройство; 7 — отверстие; 8 — крыльчатка

Термостат (рис. 14) имеет два входных патрубка 1 и 11, выходной патрубок 6, два клапана (основной 8, дополнительный 2) и чувствительный элемент. Термостат установлен перед входом в насос охлаждающей жидкости и соединяется с ним через патрубок 6. Через патрубок 1 термостат соединяется с головкой блока цилиндров двигателя, а через патрубок 11 — с нижним бачком радиатора.

Рис. 14. Термостат

Чувствительный элемент термостата состоит из баллона 4, резиновой диафрагмы 5 и штока 9. Внутри баллона между его стенкой и резиновой диафрагмой находится твердый наполнитель 10 (мелкокристаллический воск), обладающий высоким коэффициентом объемного расширения. Основной клапан 8 термостата с пружиной начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости более 80 °С. При температуре менее 80 °С основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора, и она поступает из двигателя в насос, проходя через открытый дополнительный клапан 2 термостата с пружиной 3. При возрастании температуры охлаждающей жидкости более 80 С в чувствительном элементе плавится твердый наполнитель, и объем его увеличивается. Вследствие этого шток 9 выходит из баллона 4, и баллон перемещается вверх. Дополнительный клапан 2 при этом начинает закрываться и при температуре более 94 С перекрывает проход охлаждающей жидкости от двигателя к насосу. Основной клапан 8 в этом случае открывается полностью, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор. Расширительный бачок служит для компенсации изменений объема охлаждающей жидкости при колебаниях ее температуры и для контроля количества жидкости в системе охлаждения. Он также содержит некоторый запас охлаждающей жидкости на ее естественную убыль и возможные потери. На автомобилях применяют полупрозрачные пластмассовые бачки с заливной горловиной, закрываемой пластмассовой пробкой. Через горловину система заполняется охлаждающей жидкостью, а через клапаны, размещенные в пробке, осуществляется связь внутренней полости бачка и системы охлаждения с атмосферой. В пробке расширительных бачков часто имеется один резиновый клапан, срабатывающий при давлении, близком к атмосферному. При сливе охлаждающей жидкости из системы пробку снимают с расширительного бачка. Расширительный бачок размещается в подкапотном пространстве отделения двигателя, где крепится к кузову автомобиля. Радиатор обеспечивает отвод теплоты охлаждающей жидкости в окружающую среду. На легковых автомобилях применяются трубчато-пластинчатые радиаторы.

Радиатор автомобиля (рис. 15, а) — неразборный, имеет вертикальное расположение трубок и горизонтальное расположение охлаждающих пластин. Бачки радиатора и трубки латунные, а охлаждающие пластины стальные, луженые. Трубки и пластины образуют сердцевину 5 радиатора. В верхнем бачке J радиатора имеется горловина 2, через которую систему охлаждения заполняют жидкостью. Горловина герметично закрывается пробкой J, имеющей два клапана — впускной 7 и выпускной 8. Выпускной клапан открывается при избыточном давлении в системе 0,05 МПа, и закипевшая охлаждающая жидкость через патрубок 6 и соединительный шланг выбрасывается в расширительный бачок. Впускной клапан не имеет пружины и обеспечивает связь внутренней полости системы охлаждения с окружающей средой через расширительный бачок и резиновый клапан в его пробке, который срабатывает при давлении, близком к атмосферному. Впускной клапан перепускает жидкость из расширительного бачка при уменьшении ее объема в системе (при охлаждении) и пропускает в расширительный бачок при увеличении объема (при нагревании жидкости). Радиатор установлен нижним бачком 4 на кронштейны кузова на двух резиновых опорах, а вверху закреплен двумя болтами через стальные распорки и резиновые втулки.

Рис. 15. Неразборный радиатор (а) и кожух (б) вентилятора двигателя: 1 — пробка; 2 — горловина; 3,4— бачки; 5 — сердцевина; 6 — патрубок; 7, 8 — клапаны; 9 — кожух; 10 — уплотнитель

Для направления воздушного потока через радиатор и более эффективной работы вентилятора за радиатором установлен стальной кожух 9 вентилятора (рис. 15, 6), состоящий из двух половин. Обе половины кожуха имеют резиновые уплотнители 10, которые уменьшают проход воздуха к вентилятору помимо радиатора и предохраняют от поломок кожух и радиатор при колебаниях двигателя на резиновых опорах крепления. Радиатор не имеет жалюзи и утепляется в случае необходимости специальным съемным чехлом-утеплителем. Радиатор автомобиля, приведенный на рис. 16, — разборный, с горизонтальным расположением трубок и вертикальным расположением охлаждающих пластин. Радиатор не имеет заливной горловины и выполнен двухходовым — охлаждающая жидкость входит в него и выходит через левый бачок, который разделен перегородкой. Бачки радиатора пластмассовые. Левый бачок 8 имеет три патрубка, через которые соединяется с расширительным бачком, термостатом и выпускным патрубком головки блока цилиндров. Правый бачок 1 имеет сливную пробку 10, в нем установлен датчик 3 включения вентилятора. К бачкам через резиновые уплотнительные прокладки Скрепится сердцевина 2радиатора. Она состоит из двух рядов алюминиевых круглых трубок и алюминиевых пластин с насечками. В части трубок вставлены пластмассовые турбулизаторы в виде штопоров. Двойной ход жидкости через радиатор, насечки на охлаждающих пластинах и турбулизаторы в трубках обеспечивают турбулентное движение жидкости и воздуха, что повышает эффективность охлаждения жидкости в радиаторе. Алюминиевая сердцевина и пластмассовые бачки существенно уменьшают массу радиатора. Радиатор установлен на трех резиновых опорах 9. Две опоры находятся снизу под левым и правым бачками, а третья опора — сверху. Резиновые опоры и прокладки между сердцевиной и бачками делают радиатор нечувствительным к вибрациям.

Рис. 16. Разборный радиатор (а) и электровентилятор (6) двигателя: 1, 8— бачки; 2 — сердцевина; 3 — датчик; 4 — прокладка; 5 — вентилятор; 6 — электродвигатель; 7 — кожух; 9 — опора; 10 — пробка

Вентилятор увеличивает скорость и количество воздуха, проходящего через радиатор. На двигателях автомобилей устанавливают четырех- и шестилопастные вентиляторы. Вентилятор 15 двигателя (см. рис. 12) — шестилопастный. Лопасти его имеют скругленные концы и расположены под утлом к плоскости вращения вентилятора. Вентилятор крепится накладкой 16 и болтами 17 к ступице и приводится во вращение от шкива коленчатого вала. На некоторых двигателях (см. рис. 16) применяется электровентилятор. Он состоит из электродвигателя 6 и вентилятора 5. Вентилятор — четырехлопастный, крепится на валу электродвигателя. Лопасти на ступице вентилятора расположены неравномерно и под углом к плоско

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector