Сортировка массива паскаль 9 класс

Сортировка массива паскаль 9 класс

Конспект урока Сортировка массива (9 класс, урок 47, учебник Босова Л.Л.). На уроке рассматриваются примеры, а также учащиеся получают опыт решения типовых задач по сортировке массивов на языке программирования Паскаль.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего (наименьшего) элементов массива и др.);
метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:
1) познакомиться с сущностью процесса сортировки массива;
2) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы обработки одномерных массивов.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— массив;
— описание массива;
— заполнение массива;
— вывод массива;
— обработка массива;
— последовательный поиск;
— сортировка.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Сортировка массива».

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (4 минуты)
1) проверка изученного материала по вопросам (5, 7, 8, 9) к §4.7;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 203(б), 204, 205;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

3. Изучение нового материала (10 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Сортировка массива».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
— массив
— описание массива таблица
— заполнение массива
— вывод массива
— обработка массива
— последовательный поиск
— сортировка

3 слайд — сортировка массива;
Под сортировкой (упорядочением) массива понимают перераспределение значений его элементов в некотором определённом порядке.
Порядок, при котором в массиве первый элемент имеет самое маленькое значение, а значение каждого следующего элемента не меньше значения предыдущего элемента, называют возрастающим.
Порядок, при котором в массиве первый элемент имеет самое большое значение, а значение каждого следующего элемента не больше значения предыдущего элемента, называют убывающим.
Цель сортировки — облегчить последующий поиск элементов: искать нужный элемент в упорядоченном массиве легче.
Вы уже встречались с сортировкой при работе с базами данных.
Сейчас мы рассмотрим один из возможных вариантов реализации механизма этой операции — сортировку выбором.
С другими способами сортировки вы познакомитесь на уроках информатики и ИКТ в 10-11 классах.
Сортировка выбором (например, по убыванию) осуществляется следующим образом:
1) в массиве выбирается максимальный элемент;
2) максимальный и первый элементы меняются местами (первый элемент считается отсортированным);
3) в неотсортированной части массива снова выбирается максимальный элемент; он меняется местами с первым неотсортированным элементом массива;
4) действия, описанные в п. 3, повторяются с неотсортированными элементами массива до тех пор, пока не останется один неотсортированный элемент (его значение будет минимальным).

4 слайд — сортировка массива (таблица);
Рассмотрим процесс сортировки выбором на примере массива а=<0, 1, 9, 2, 4, 3, 6, 5>.
В этом массиве из восьми элементов операцию выбора максимального элемента мы проводили 7 раз. В массиве из n элементов такая операция будет проводиться n-1 раз.
Объясните почему.

5 слайд — сортировка массива;
Приведём фрагмент программы, реализующий описанный алгоритм:
program n_8;
var n, i, j, x, imax: integer;
a:array[1…10] of integer;
begin
for i:=1 to 10 do read (a[i]);
for i:=1 to 10 do write (a[i],` `);
for i:=1 to 9 do
begin
imax:=i;
for j:=i+1 to 10 do if a[j]>a[imax] then imax:=j;
x:=a[i];
a[i]:=a[imax];
a[imax]:=x
end;
for i:=1 to 10 do write (a[i],` `);
end;

Читайте также:  The proxy server is refusing connections перевод

6 слайд — самое главное.
Массив — это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элементов в массиве. В языках программирования массивы используются для реализации таких структур данных, как последовательности и таблицы.
Перед использованием в программе массив должен быть описан. Общий вид описания одномерного массива:
var : array [ …
] of тип_элементов;
Заполнять массив можно либо вводя значение каждого элемента с клавиатуры, либо присваивая элементам некоторые значения. При заполнении массива и его выводе на экран используется цикл с параметром.
Решение разнообразных задач, связанных с обработкой массивов, базируется на таких типовых задачах, как:
— суммирование элементов массива;
— поиск элемента с заданными свойствами;
— сортировка массива.

Вопросы и задания
7 слайд – вопросы и задания;
Вопрос 10 к параграфу 4.7.
№ 206, 207, 208 в РТ.

4. Проверочная работа (15 минут)
Проверочная работа по теме «Одномерные массивы целых чисел»

5. Практическая часть (12 минут)
Выполнить, рассмотренные на уроке задачи № 10 из учебника и № 208 из рабочей тетради на компьютере в среде программирования PascalABC.NET. Скачать ее можно по ссылке на сайте (https://pascalabc.net/).

Все задания, которые не успели выполнить на уроке, задаются на дом.

6. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (3 минуты)
8 слайд — опорный конспект;
9 слайд — Д/з.

Домашнее задание.
§4.7 (6), вопрос № 10 к параграфу;
РТ: № 206, 207, 208.

Скачать (891 КБ, rar): Конспект урока Сортировка массива 9 класс

Архив включает в себя:
— конспект,
— ответы и решения на задания в учебнике и в рабочей тетради,
— презентация «Сортировка массива».

Тип урока: комбинированный – изучение нового материала, закрепление, выполнение практической работы.

Время реализации урока: 2х45 мин

Предполагаемый результат урока: приобретение знаний, умений и навыков по реализации изученных методов сортировок.

Продукт урока: решение задач на упорядочивание элементов одномерного массива.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор.

  • алгоритм сортировки методом выбора;
  • алгоритм сортировки методом «пузырька»;
  • улучшенный алгоритм «пузырьковой» сортировки;
  • программа на Паскале сортировки методом выбора;
  • программа на Паскале сортировки методом «пузырька».

Особенности изложения содержания урока:

Это один из заключительных уроков изучения темы «Программирование» в 9 классе. Учащиеся изучили алгоритмы заполнения одномерного массива, поиска числа в массиве; научились составлять программу на Паскале по данному алгоритму. Знания, умения и навыки, приобретенные на этом уроке, понадобятся в дальнейшем при изучении модуля «Программирование» в 11 классе.

Урок проводится на основании знаний, полученных по модулю «Программное управление работой компьютера» (Глава 6) и материала для углубленного изучения курса п.6.3 [1].

1. Организационный момент

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.

2. Мотивация учащихся

На предыдущих занятиях мы с вами изучили основные алгоритмические конструкции, научились писать достаточно сложные программы.

Сегодня на уроке научимся упорядочивать элементы числовых массивов.

Зачем нужна сортировка? С отсортированными данными работать легче, чем с произвольно расположенными:

  • когда элементы отсортированы, их проще найти;
  • на отсортированных данных легче определить, имеются ли пропущенные элементы;
  • проще удостовериться, что все элементы были проверены;
  • легче найти общие элементы двух множеств.
Читайте также:  Экран для проектора обратной проекции

Сортировка является мощным средством ускорения работы практически любого алгоритма, в котором нужно часто обращаться к определенным элементам данных. Если хотите стать хорошими программистами, то обязательно должны знать различные методы сортировки[3].

Далее урок ведется с использованием приложенного видеоматериала, учитель рассказывает, по необходимости останавливает показ, обращая внимание учеников на основные понятия (приведенные выше), ученики самостоятельно составляют конспект.

3. Изучение алгоритмов сортировки

3.1. Сортировка выбором

Задача сортировки массива – это перестановка элементов массива так, чтобы они были упорядочены по возрастанию, убыванию или другой аналогичной характеристике.

3.1.1. Алгоритм сортировки прямым выбором по убыванию

Далее просматриваем видеоматериал (Приложение 1). По необходимости учитель может остановить показ, обращая внимание учеников на основные понятия и особенности реализации алгоритма сортировки.

Рассмотрим алгоритм сортировки выбором. Суть ее в случае упорядочивания по убыванию заключается в следующем. Будем просматривать массив слева направо. Найдем максимальный элемент в массиве и поменяем его с первым элементом. Затем найдем максимальный элемент среди оставшихся элементов и поменяем его со вторым элементом. На N-1 шаге мы закончим упорядочивание нашего массива, состоящего из N элементов [2].

3.1.2. Алгоритм сортировки прямым выбором по возрастанию

Используя флеш-ролик (Приложение 3), выполним алгоритм сортировки выбором. Ученик у доски выполняет упорядочивание элементов массива по возрастанию, используя алгоритм сортировки прямым выбором.

Далее сформулируем особенности программирования сортировки выбором. Структура алгоритма должна представлять собой два вложенных цикла. Внешний цикл – проходы по массиву, внутренний цикл – поиск необходимого элемента и обмен элементов массива.

3.2. Сортировка обменом или «пузырьковая» сортировка

«Пузырьковая» сортировка традиционно считается более простой в реализации [2].

3.2.1. Алгоритм сортировки обменом или «пузырьковая» сортировка по возрастанию

Просматриваем видеоматериал (Приложение 2). По необходимости учитель может остановить показ, обращая внимание учеников на основные понятия и особенности реализации алгоритма сортировки обменом или «пузырьковой» сортировки.

Суть упорядочивания по возрастанию заключается в следующем. Просматриваем слева направо все пары соседних элементов. Если при этом рассматриваемый элемент массива больше следующего, то элементы меняем местами. В результате такого просмотра массива максимальный элемент окажется на крайнем справа (своём) месте. Будем просматривать массив снова, исключив из рассмотрения правый элемент. На своем месте теперь окажется уже второй по величине элемент. В последнем просмотре будут участвовать только первый и второй элементы. Общее число просмотров массива из N элементов при этом равно N-1 [2].

3.2.2. «Пузырьковая» сортировка по убыванию

Используя флеш-ролик (Приложение 4), выполним алгоритм сортировки обменом. Ученик у доски выполняет упорядочивание элементов массива по убыванию, используя алгоритм сортировки обменом.

Далее формулируем особенности программирования сортировки обменом. Структура алгоритма должна представлять собой два вложенных цикла. Внешний цикл – проходы по массиву, внутренний цикл – сравнение пар элементов и обмен, если это необходимо.

3.2.3. Усовершенствованная «пузырьковая» сортировка

При просмотре видеоматериала (Приложение 2) обращаем внимание учеников на то, что «пузырьковую» сортировку можно усовершенствовать.

Используя флеш-ролик (Приложение 5), выполним алгоритм «пузырьковой» сортировки. Сформулируем, как надо изменить алгоритм, чтобы он заканчивал свою работу в случае, когда на очередном проходе не произошло ни одного обмена (это означает, что массив уже отсортирован и дальнейшие проходы не нужны) [2].

4. Рефлексия деятельности на уроке

Рассмотрели наиболее простые алгоритмы сортировки:

  1. сортировка выбором;
  2. сортировка обменом или «пузырьковая» сортировка;
  3. усовершенствованная «пузырьковая» сортировка.

Теперь необходимо научиться реализовывать один из алгоритмов сортировки, чтобы в дальнейшем в случае необходимости не тратить время на его отладку, т.к. часто сортировка используется как первый шаг в алгоритме решения более сложной задачи [2].

Читайте также:  Вывалилась розетка как починить

5. Практическая работа

Используя один из изученных алгоритмов сортировки, составить программы на Паскале.

1. Выполнить сортировку только четных элементов массива (нечетные элементы остаются на своих местах)

Примерный вариант решения задачи:

2. Выполнить сортировку элементов, записанных на нечетных местах [4].

Примерный вариант решения задачи:

Для помощи в составлении и отладке программ ученик может самостоятельно за своим рабочим местом просмотреть видеоматериалы и флеш-приложения еще раз.

6. Домашнее задание

Придумать пример задачи из реальной жизни, для решения которой необходимо использовать сортировку.

Выделить тех учеников, кто выполнил все задания, особенно подчеркнуть то, что у всех есть возможность дома доработать программы; при выходе из кабинета попросить ребят оставить на партах одну из трех заготовленных ранее карточек: красная – урок был трудным, у меня мало что получилось; желтая – урок был в целом понятен, но дома мне предстоит потрудиться, чтобы доделать работу; зеленая – урок был понятным и интересным, я почти все сделал в классе.

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Семакин И.Г.

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  • Андреева Е.В.
  • Программирование – это так просто, программирование – это так сложно. Современный учебник программирования. – М.: МЦНМО, 2009.

  • Златопольский Д.М.
  • Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний,2007.

  • Окулов С.М.
  • Основы программирования. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

    Программы 9 класс

    Повторение. Решение математических выражений в Pascal.

    текст программы:
    var x:integer;
    y:real;
    begin
    writeln(‘введите целое число’);
    readln(x);
    y:=(5*x+sqr(x))/8;
    writeln (‘при x=’,x,’ y =’,y);
    end.

    Одномерный массив.

    Формирование массива. Ввод элементов массива с клавиатуры.

    Задача 2 ( урок 17.12.2019 )
    Составьте программу, задающую одномерный массив целых чисел из 6 элементов, вводимых с клавиатуры, и оформите вывод элементов на экран в строчку.

    текст программы
    var m: array [1..6] of integer;
    i: integer;
    begin
    writeln(‘ввод элементов’);
    for i:=1 to 6 do readln(m[i]);
    for i:=1 to 6 do write(m[i],’ ‘);
    end.

    Формирование массива с помощью функции случайных чисел random.

    Задача 3 ( урок 17.12.2019 )
    Составьте программу, задающую одномерный массив размерность 10, состоящий из случайных чисел из промежутка от 5 до 22. Оформите вывод элементов на экран в строчку.
    Пояснение.
    Обратите внимание, что случайные числа задаются функцией random(x). Для того чтобы задать случайные числа из промежутка от a до b есть формула x:=random(b-a+1)+a, в нашем случае
    x:=random(18)+5

    Сортировка одномерного массива

    Задача 12 ( урок )
    Составить программу, которая сортирует элементы одномерного массива размерностью 7 по возрастанию (элементы массивы случайные числа от 10 до 60).
    текст программы
    var mas:array[1..7] of integer;
    i,j,a:integer;
    begin
    for i:=1 to 7 do
    begin
    mas[i]:=random(51)+10;
    write(mas[i],’ ‘);
    end;
    for j:=1 to 6 do
    for i:=1 to 6 do
    if mas[i]>mas[i+1] then
    begin
    a:=mas[i];
    mas[i]:=mas[i+1];
    mas[i+1]:=a;
    end;
    writeln;
    write (‘Отсортированный массив ‘);
    for i:=1 to 7 do write(mas[i],’ ‘);
    end.

    Задача 12 ( урок )
    Составить программу, которая в данном массиве: m[1]:=4; m[2]:=8; m[3]:=7; m[4]:=2; m[5]:=1; m[6]:=8; m[7]:=1; m[8]:=5; m[9]:=6; m[10]:=8;
    находит максимальный элемент (элементы) и заменяет его (их) на 0.
    текст программы
    var m:array[1..10] of integer;
    i,max,k:integer;
    begin
    m[1]:=4; m[2]:=8; m[3]:=7; m[4]:=2; m[5]:=1;
    m[6]:=8; m[7]:=1; m[8]:=5; m[9]:=6; m[10]:=8;
    max:=m[1];

    for i:=1 to 10 do
    begin
    write(m[i],’ ‘);
    if m[i]>max then max:=m[i];
    end;
    writeln;
    writeln(‘max=’,max);

    for i:=1 to 10 do
    if m[i]=max then m[i]:=0;

    writeln(‘результат’);
    for i:=1 to 10 do
    write(m[i],’ ‘);
    end.

    Повторение. Работа со строковыми функциями copy и length.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector