Советская аудиотехника высшего класса

Советская аудиотехника высшего класса

Предлагаю вам вспомнить на чем мы с вами слушали любимую музыку, список далеко не полный…
У меня были два катушечных магнитофона "СОЮЗ — 110" и "АСТРА — 111", а также кассетники "ВЕСНА — 205-1" и стереофоническая "СОНАТА — 213", плюс к этому — усилитель "ОДИССЕЙ — 001 hi-fi" и колонки "Radiotehnika S-90D", 16-и полосный эквалайзер "ПРИБОЙ". потом заменил на концертный 30-и полосный эквалайзер…В начале 90-х познакомился с импортной техникой — "VIDEOTON" (Венгрия), состоял из блоков: проигрыватель пластинок, 2-х кассетной деки, цифрового тюнера и усилителя с колонками и стойкой под аппаратуру (4500 советских руб.), затем очередь пришла муз.центрам "Panasonic sa-ak 90" аппарат был на 51 CD, зверь! Ну и закончилось то же "панасоником", но уже с мр3…не помню модель…теперь вся музыка находится в компе и на флешке…

Виртуальный музей и справочник — Отечественная Радиотехника ХХ века
www.rw6ase.narod.ru

Смотрите также

Комментарии 141

юпитер 202.2 был, вега 120 была, маяк 231 есть)

У знакомых одного хобби… Покупает на авито со всей России кассетники в хорошем состоянии, переделывает их под флешку… Сбоку разъём незаметный и флешка с маленькой головкой, тоже чтоб не бросалась в глаза, на советскую кнопку похожа…лентопротяжку реставрируют, чтоб кассету крутила, но кассету ставит специальную — прозрачную и внутри как две катушки от бобинника вращаются и они закольцованы…т.е. кассета эта — просто имитация, музыка с флешки играет… А управление флешкой — всё со штатных механических кнопок — пауза, воспроизведение, перемотка…и индикатор стрелочный под музыку качается… В общем — полная иллюзия, что кассетник работает…

Классно! Можно про это пост выложить, многим я думаю, интересно будет! :-))))

Его на драйве нет, в одноклассниках можно найти — Олег Лутков, пгт.Прибрежный, г.Самара…
А эти кассетники у него несколько ретро-кафешек даже купили…для обстановки, так сказать )))

Сами о нём всем расскажите, пусть народ узнает о таком Мастере, ведь это очень интересная тема! :-)))

Да не, мне лень )
Пусть сам регится и строчит, я ему дам верное направление и волшебный пендюль )))

Главное направление точное указать! :-))) Сейчас хочу тему про кассеты "забацать", уже начал текст набирать! :-)))

Давай, Витя! Про Маяковскую фирменную, что шла в комплекте, не забудь! Из куска алюминия и оргстекла которая ))))

В голове много копошится, как бы не запутаться во всём многообразии…:-)))

в детстве была Нота — 303 (74-года), позже 203…

У меня был и 233 и 240 маяк, весна, скиф и др. Ностальгия .
Звук с качеств бобинника-непередаваем.
Слушал Пинк Флойд на концертной аппаратуре в помещении с акустикой-Стену!
Волосы шевелились

У меня щас шарпик555 а как живогообъма захчиться так к Панасонику иду у него и бобиники и касетники и усилки с кайфными колонками … без парочки произведений не отпускает… он меж делом востанавливает старую технику пощёлкать могу но при его согласии правда боюсь в его музей не проберусь…

живьём владел маяком 231, неубиваемый аппарат собранный на оборонке, вместе с подлодками, потому и не убиваем

Не тонет? Раз вместе с подлодками.

я его раз в ремонт носил пассик поменять, так мне мастер пакет крепежа лишнего вернул, а топить не пробовал)))))

Поверьте — лишнего ничего не бывает. Весь крепеж рассчитывается.

не бывает, верю, но увы прошло 24 года, и проверить уже не реально, но после ремонта он верой и правдой служил еще года 4,

живьём владел маяком 231, неубиваемый аппарат собранный на оборонке, вместе с подлодками, потому и не убиваем

Мы в трудяге один год ответственные были за дискотеку, так у нас были два таких Маяка…один играл, на втором кассеты перематывали, чтоб песню нужную найти… Эх и скорость была перемотки! Бешеная!
И кассета вставлялась-вытаскивалась оперативно, там же просто, без всяких крышек лифтованных )))

а где 747? Это ж все равно как семейство боинг — без горбатого ! injapan.ru/auction/u99497871.html#lot_images

Пфффф. Чуть ранее упоминал про 646. Вот это дисигн.

Всё просто невозможно уместить в одном посте, есть ограничения по колличеству фото — не более 20 шт., и не более двух постов в сутки, итого не более 40 фото в двух постах, сами понимаете, что всё модели просто физически невозможно уместить! :-))))

а это в наличии или с сайтов? с сайтов не так торкает прижизненые прикольнее…

Маяк 203-й до сих пор жив, студенческие общаги со мной прошел, а подарен был мне родителями на 14-летие.
Только не как на фото, а с одним индикатором. На месте второго индикатора кнопки переключения индицируемого канала. Видать, дефицит был индикаторов.
Переключатель скоростей сломался сразу же. Помню, пёр его в гарантийную мастерскую, там сказали, что эта поломка у всех Маяков…

Дома: комплект "Орбита" с колонками "Электроника 75АС-108", цветомузыка "Фотон"
В гараже: "Бриг 001 Стерео" с колонками "Амфитон 35АС-018", эквалайзер "Прибой", "Маяк 231", "Сатурн 202-1", "Вега — 109" — это то, что работает, есть целый стелаж, который требует профилактики.

Сейчас занимаюсь поиском "Романтик 304"

На AVITO смотрели?!

Читайте также:  Кофеварка редмонд rcm m1507

На AVITO пока достойного аппарата нет.

"старая модель" ! 🙁 В хорошем состоянии практически невозможно найти, возможно у кого то и валяется где нибудь в гараже или сарае, не многие выкладывают такие вещи на продажу…

Попадалась в хорошем косметическом состоянии, но блин, просили за неё 7000руб. ДОРОГОВАТО даже для раритета.

Сумма за 40-ка летние экземпляры…:-((( Дорого!

Была у меня электроника, зажовывала кассеты безбожно.

В гараже Юпитер недавно нашел на полке, достал включил а он поет :)))

120 Маяк проработал у меня более 10 лет.Классный аппарат.

Легенда 404 прошла со мной огонь и воды, была куплена на второй год после стройотряда

Я же говорю, что "Легенда" из серии "неубиваемых"! :-))))

Катушечная НОТА, до сих пор пашет)
И МАЯК-201)

А чего никто не скажет за Окаяна 77? Жестянка-жестянкой, а аппарат красивый и брендовый в СССР. Как и ЖэИкс-646.

Я про такой не слышал! 🙁 Кассетник или катушечный!:-))))

Вот же он на картинках a-a.d-cd.net/c294726s-960.jpg
ЖэИкс-646 inthouse.ru/vintage/Brand…X-646/AKAI%20gx-646_1.JPG
Но красота не отражала качества хвалёных стеклянных окаянских голов — звук был чистый, но плоский и хирургически-холодный.

Это да. Но только и того. Я в 90-е мог купить 646 практически за копейки — но в то время поменял формат носителей. Но его стоило приобрести хотя бы ради того, чтобы поставить просто как мебель.

Сейчас везде правит "цифра", аналоговая запись, увы, в прошлом! :-)))

Цифра — это в первую очередь очень удобно.

Удобно — Да! А раньше вставишь кассету, или заправишь ленту на катушки, намотаешь на спичку ватку, протрешь головки…красота! :-)))))

Ну я и сейчас кассетку не гнушаюсь поставить. А вот от формата бобин отказался — слишком габаритно.

У меня около сотни кассет валяется, потихоньку раздаю, вот в Беларусь в деревню отвозил…

А у меня до сих пор есть комбайн Романтика-105 и кассетник Вега-335.

У меня Маяк 203 был. Но я мечтал о стерео системах… М-м-м-м… Хотел все систему себе наподобие Орбиты или Маяк 240С-1. )))

У меня в гараже до сих пор отлично работает: вега 120; Барк-001; S-90; Союз 120; Олимп-005. Звук — огонь

В 14 лет работал все лето, чтоб купить себе магнитофон "Скиф".

ВЕГА -120 есть такая…

Некоторые магнитофоны, с одним названием, выпускались разными заводами
В некоторых городах, на нескольких заводах, выпускались разные магнитофоны

"Весна" это те же "Карпаты"! :-)))))

Тут названия одного и того же магнитофона, разные, а вот Романтик 304 выпускался разными заводами Горьковским и Петропавловским
В Киеве выпускались и Маяк, и Юпитер (причем Юпитер выпускался еще и в Припяти), в Новосибирске Нота и Комета ( кассетники похожи были один, в один)В Брянске (одним и тем же заводом)выпускали однотипные Союз и Снежеть, Марийский завод Санду и Илеть

Я с вами не спорю. :-)))))

Никакого спора нет, чисто пояснение

Тут названия одного и того же магнитофона, разные, а вот Романтик 304 выпускался разными заводами Горьковским и Петропавловским
В Киеве выпускались и Маяк, и Юпитер (причем Юпитер выпускался еще и в Припяти), в Новосибирске Нота и Комета ( кассетники похожи были один, в один)В Брянске (одним и тем же заводом)выпускали однотипные Союз и Снежеть, Марийский завод Санду и Илеть

Абсолютно с вами согласен! :-))))) В частности про "Ноту" и "Комету", оторвать шильдик и один в один! :-))))

Тут названия одного и того же магнитофона, разные, а вот Романтик 304 выпускался разными заводами Горьковским и Петропавловским
В Киеве выпускались и Маяк, и Юпитер (причем Юпитер выпускался еще и в Припяти), в Новосибирске Нота и Комета ( кассетники похожи были один, в один)В Брянске (одним и тем же заводом)выпускали однотипные Союз и Снежеть, Марийский завод Санду и Илеть

В Томске выпускали "Томь" а аналоги ее разных моделей в Ленинграде — "Квазар" и во Владимире — "Нерль"

Был Маяк 231 и стоит в гараже Маяк 203

231 уже нету. Наверное в лом уехал. А 203 есть!)) Ну там, по-моему усилок сгорел, но на линейный выход работал))

Техника как люди, потихоньку уходит освобождая место новому! :-))))

Астра на бобинах была)) Здесь па ходу ее нет на фотках.

У меня была, фоток много не разместить! 🙂

Давай еще-подкинь для радости!)))

Не могу, :-((((, ограничения! :-((((((( Только завтра!

Бальзам на душу.А что будет в третьей части?Не уж то телевизионная техника.

Абонентские громкоговорители
Радиоприёмники детекторные
Автомобильная радиоаппаратура
Радиоприёмники ламповые, батарейные
Акустические системы
Радиоприёмники ламповые, сетевые
Видеотелевизионная техника
Радиолы ламповые, сетевые
Головные моно и стереотелефоны
Радиолы и приёмники п/п стационарные
Источники питания для РТА
Радиолы и приёмники п/п портативные
Кассетные проигрыватели
Телевизоры ч/белого изображения
Комбинированная радиоаппаратура
Телевизоры цветного изображения
Магнитолы кассетные, портативные
Трансляционная звуко и радиоаппаратура
Магнитофоны кассетные, портативные
Усилители низкой частоты бытовые
Магнитофоны кассетные, стационарные
Эстрадная радиоаппаратура
Магнитофоны и магнитолы ламповые
Цветомузыкальные устройства
Магнитофоны и магнитолы катушечные п/п
Эквалайзеры бытовые и эстрадные
Приборы для настройки и контроля РТА
Электромузыкальные инструменты
Приёмники трёхпрограммные
Электрофоны ламповые и проигрыватели
Приёмо-передающая радиоаппаратура
Электрофоны и проигрыватели на п/п
Радиоконструкторы и радионаборы

Читайте также:  Как включить альбомный лист в ворде

Нет, это рассказ не о нелепой советской эстраде. И не о том, как менты гонялись за хиппи, чтобы состричь с них ценные промысловые волосы. Здесь просто воспоминания о том, с какой допотопной аудиотехникой приходилось нам сосуществовать. Ну и о контрабанде музыки, конечно.

Олег «Апельсин» Бочаров

13 февраля 2020

Сперва немного систематизированной информации, чтобы ты мог легко ориентироваться, не используя мозг.

60-е годы в СССР: монозвук, черно-белое ТВ, ламповая аппаратура, проигрыватели винила, катушечные магнитофоны.

70-е годы: стереозвук, постепенный переход на цветное ТВ и транзисторные схемы, проигрыватели винила, катушечные и кассетные магнитофоны, допотопные бобинные видеомагнитофоны.

80-е годы: все то же, что в 70-е, плюс бытовое VHS-видео, а уже к концу десятилетия — компакт-диски и цифровая схемотехника.

Конец краткой справки

Начнем с того, что радиоаппаратура и электроника в СССР делилась согласно госстандартам на классы. Причем, чтобы понять к какому социальному классу принадлежит магнитофон или телевизор, вовсе не обязательно было искать описание в Интернете. Первая цифра в названии устройства обычно обозначала именно его уровень. Допустим «Вега 108» — явно проигрыватель первого класса. А «Легенда 404» — явно четвертого. Первый класс «Веги» — это как бы сейчас сказали премиум-сегмент, а четвертый класс «Легенды» — стартовый бюджетный. «Олимп-004», таким образом, даже не премиум, а лакшери, то есть высший класс.

Конечно, нам, потребителям-обывателям, хотелось иметь аппарат классом повыше, но в советской реальности всегда был элемент хаоса. Какие-то марки народ любил за неприхотливость и стабильность, а каких-то избегал что есть сил, даже если на них лепились этикетки первого-второго класса. Действительно, все эти обозначения классовой принадлежности базировались только на паспортных данных устройства, а вовсе не на его реальной надежности и пригодности.

Покупка непроверенного бренда, сделанная спонтанно, без консультаций с друзьями-специалистами, обычно кончалась тем, что ты потом всю оставшуюся жизнь носил этот несчастный магнитофон в ремонт. И что особенно печально, наблюдал бы, что мастерская завалена точно такими же сломанными аппаратами, как твой!

Почему все бывшие дети СССР до сих пор с теплотой вспоминают магнитофоны «Электроника-302» или «Маяк-205»? Вовсе не потому, что они были как-то особенно качественны, красивы или дешевы. На самом деле ни одного из этих трех качеств у них не имелось! Но зато они были неубиваемы, жрали любую пленку, включались в самой поганой электросети. И в качестве бонуса при этом еще и воспроизводили какую-то музыку.

Можно ли было на одну зарплату рабочего купить хороший стереомагнитофон? Теоретически да, были неплохие модели второго класса по 200-250 рублей, но надо учитывать, что в основном это были так называемые «деки», они же «приставки», то есть аппарат, который только кассеты/катушки крутил, а к нему надо было подрубать отдельный стереоусилитель и две колонки. В общем, уже надо было вести речь о трех зарплатах.

Мало кто знает, но львиная доля популярных советских проигрывателей, магнитофонов и даже колонок копировались с каких-то западных (в основном японских их немецких) хитовых моделей. Внешне, бывало, сходство удавалось. Про качество вежливо помолчим.

Катушечники (они же бобинники) еще были способны перезаписывать звук по-человечески. Но все равно вот через что тебе приходилось пройти, чтобы послушать одну запись.

1. Достать катушку из коробки и убедиться, что готова именно та сторона ленты, которую ты хочешь слушать. Если это не так, перемотать катушку целиком на пустую. 2-4 минуты.

2. Зарядить катушку, пропустив руками ленту между тучей валиков и намотав цветной кончик ленты (ракорд) на пустую принимающую катушку. 1 минута.

3. Включить магнитофон и усилитель. Пустить пленку. При каждом втором запуске оказывалось, что звук идет совершенно глухой. Надо было остановить воспроизведение, вытащить пленку, протереть головку ваткой со спиртом или водкой. Зарядить все обратно. 1-2 минуты.

4. У кассетных магнитофонов еще часто требовалось отверткой подстраивать головку для записей, сделанных на других магнитофонах. Это делали прямо на ходу, по ходу воспроизведения.

Наиболее частые опасности:

1. Зажевывание пленки в механизм. На катушечниках бывало редко, на кассетных магнитофонах настолько постоянно, что приравнивалось к норме жизни.

2. Обрыв пленки. Лечился утомительной процедурой с подрезкой и склеиванием скотчем. Если запись была сделана на малой скорости, то в музыке на месте склейки появлялся небольшой провал.

3. О постоянном загрязнении головки мы уже писали чуть выше. Виной тому, как правило, поганые советские магнитофонные ленты. Среди катушек марка завода «Свема» была особенно ужасна. «Тасма» — ни рыба ни мясо. «Славич» — уже неплохо. OrWo производства ГДР — очень хорошо. Ну а буржуазные так и вовсе отлично, но стоили космически.

4. Если магнитофонные бобины производства СССР еще как-то можно было использовать, то легендарные советские кассеты МК-60 были подлинным проклятием всей страны и повсеместно считались непригодными.

Со временем, и довольно быстро, у магнитофона изнашивались воспроизводящие головки (требовалась замена). Также растягивались резиновые пассики (звук начинал плавать).

Заметь, мы даже не рассматриваем то, какого кошмарного качества были сами записи. Ведь и на самых первоклассных аппаратах потери звука при перезаписи были ощутимы. Самые дорогие трехголовочные магнитофоны давали возможность сравнивать оригинал и получившуюся запись прямо на ходу, система называлась «сквозным каналом».

Читайте также:  Сравнение хонор 10 и хонор плей

«За что вы терпели такие мучения? — удивится молодежь. — Ну ладно у вас в СССР не было денег на фирменный iPod. Но ведь можно было винил крутить!»

С этим еще интереснее. Практически в каждом доме были пластинки Аллы Пугачевой, а также ансамбля Поля Мориа, «Бони Эм» и «АББА№. Это то немногое из популярной музыки, что фирма «Мелодия» честно и много выпускала. Правда, за «Бони Эм» бы пришлось постоять в очереди. А лицензионную пластинку ансамбля «Урия Хип» в магазине бесполезно было ждать — сразу требовалось идти к спекулянтам. Это, кстати, единственная капиталистическая хард-энд-хеви-группа, опубликованная в СССР до перестройки.

Качество советского винила пребывало где-то на среднемировом уровне. Оно было сквернее английских, японских или голландских пластинок, но все же сильно лучше, чем у болгар или поляков. Согласно легенде, самые качественные тиражи «Мелодии» обклеивались черным лейблом-яблоком в центре пластинки. Далее шли синий и потом красный (как на фото выше). Хуже всех — розовые и белые. Надо сказать, что черные и синие лейблы действительно смотрелись богаче.

Хуже всего работникам всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия» удавались обложки: кошмарным было все, от изувеченных картинок до мутных красок и рыхлой тонкой бумаги.

Но даже такие пластинки требовалось искать долго и настойчиво. В постоянном ассортименте и без очередей был детский репертуар, эстрада и не самая востребованная классическая музыка. Больше всего имелось на полках дисков с речами генсеков, сборниками лучших партийных выступлений и аудиоисторий героического комсомола.

Стоил советский винил недорого, обычно от полутора до трех рублей. Что особо отрадно, в Советском Союзе почему-то умели делать хорошие виниловые вертушки, которые до сих пор являются предметом коллекционирования и пребывают в рабочем состоянии. Особенно все любят вспоминать «Корвет», правда, и стоил он несколько месячных зарплат.

Сейчас такой можно купить по объявлению на «Молотке» или «Авито», но, учитывая чисто механическую натуру прибора, за годы он износился и требует аккуратных доводок.

Тут самое время вспомнить о том, что виниловые пластинки вовсе не безгрешные лучезарные носители музыки, как о них сейчас сочиняют в аудиофильских форумах и околомузыкальных журналах. Перечислим все беды, связанные с прослушиванием винила в те времена, да и сейчас.

1. Порча пластинки от всего: ударов, царапин, жидкостей, солнца, неправильного хранения.

2. Изнашивание пластинки.

3. Изнашивание иглы проигрывателя (самые продвинутые дорогие алмазные иглы все равно требуют регулярной смены).

4. Изобилие пластинок с заводским браком: кривых, сбойных, песочных. Причем многие из этих дефектов не проверишь при покупке. А они ведь характерны не только для советской, но даже для буржуазной фирмовой пластмассы.

5. Характерное сильное падение качества звука на песнях, которые ближе к центру (так как скорость записи/считывания информации падает, а плотность информации растет).

6. Капризность техники. Если активно танцевать и топать ногами на вечеринке, то игла на пластинках будет скакать.

7. Вертаки с дешевыми или изношенными иглами портили пластмассу. Иногда достаточно одного прослушивания, чтобы наделать в пластинке невосполнимых бед.

8. Падение качества звука по мере увеличения тиража альбома (так как штамповочная матрица на заводе изнашивается).

На самом деле список виниловых бед далеко не полный, в приступе вдохновения опытный винилопользователь составит каталог претензий пунктов на пятьсот.

Заграничные пластинки проникали в страну контрабандой и стоили соответствующих контрабандных денег. В портовых городах вроде Мурманска цена поменьше, а в Москве, где спрос наибольший, соответственно и расценки были недетские. 70-80 рублей за импортную пластинку было обычной ценой, а это больше, чем стипендия студента. Актуальные и востребованные альбомы — по 100-150 рублей за штуку, это как зарплата научного работника или служащего. То есть числиться фанатом-меломаном и содержать семью было почти нереально. Хотя многие собиратели втягивались в этот бизнес и имели стабильный нелегальный доход.

Большинство же советских людей к импортному винилу доступа не имело. Новые записи переписывались с магнитофона на магнитофон у друзей или заказывались в так называемых «студиях звукозаписи», как легальных, так и нет.

Наконец, последний вопрос. Было ли рискованно слушать рок-н-ролл в СССР? На самом деле нет.

Вопреки байкам и легендам, тотального контроля за потреблением чуждой буржуазной культуры не было. Но можно было погореть на каких-то смежных проступках. Допустим, продажа пластинки — это уже спекулятивный нелегальный оборот. Посадить бы не посадили, но нервы потрепали и личное дело подпортили. А личное дело в то время было не только твоим личным делом.

Делая любую покупку в нашем интернет магазине (vintageprof.ru), вы добровольно соглашаетесь на сбор и обработку ваших персональных данных.

Обращаем вaше внимaние нa то, что пpиведенные цeны на товaры нoсят исключитeльно ознакомительный харaктер и не являютcя публичнoй офeртой, опрeделенной пунктoм 2 стaтьи 437 Граждaнского кoдекса Российской Федерации. Для пoлучения подрoбной инфoрмации о нaличии, стoимости связывaйтесь, пожaлуйста, с менеджерами нашего магазина.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector