Студия звукозаписи 80 годов

Студия звукозаписи 80 годов

В середине 80-х в СССР еще не продавались компакт-диски (их тогда только изобрели). И лицензионные кассеты с красивыми фирменными обложками тоже не продавались. Не было в нашей стране тогда еще такого понятия, как лицензионная кассета. Была только фирма «Мелодия», которая выпускала виниловые пластинки Аллы Пугачевой и группы «Бони М». Но это было неудобно – пластинку нельзя было положить в карман и понести к другу на вечеринку. И тогда появились первые аудио-пираты. Первые люди в нашей стране, которые стали зарабатывать на музыке довольно большие деньги. Это были люди, съездившие за границу и купившие там двухкассетный магнитофон (такие маленькие двухкассетные магнитофоны были тогда нереальной роскошью). Кроме двухкассетного магнитофона эти счастливцы привезли с собой из туристической поездки куда-нибудь, например, в Польшу дюжину-другую фирменных компакт-кассет с записями групп «Модерн Токинг», «Европа» и «Бон Джови».

Так вот, вернувшись в СССР, они покупали несколько блоков чистых советских компакт-кассет МК-60, арендовали палатку (какой-нибудь ларек, где раньше продавались газеты «Труд» и «Пионерская правда»), вывешивали на витрину ларька отпечатанные на пишущей машинке списки имевшихся у них фирменных кассет и – за деньги, разумеется – переписывали на том самом дешевом двухкассетнике всем желающим кому что: кому «Бон Джови», кому «Кисс», а кому группу «Чингисхан». Стоило это удовольствие около 10 рублей – стоимость кассеты (5 р.) и – плюс 5 р. – сама запись.

Тогда это был единственный более или менее доступный источник получения почти любой (в том числе актуальной) музыки в стране. Можно было достать практически все и по вполне приемлемым ценам. Хотя порой и с абсолютно неприемлемым качеством звучания. Называлось все это дело «Звукозапись», или иногда чуть солиднее — «Студия звукозаписи».

Я часами простаивал перед такими палатками и изучал содержание вывешенных списков. И выбирал, на что же потратить родительский червонец – на новый диск Bad Boys Blue или на доисторическую запись группы Deep Purple…

Однажды я в очередной раз подошел к своему любимому ларьку звукозаписи (как сейчас помню, это был колхозный рынок – кругом резко пахло моченными яблоками и кислой капустой и стоял мерный торговый гул). По обыкновению, я уставился в распечатки каталога «Звукозаписи», вывешенные на витрине, и тут же углядел в списках некоторые изменения. Латинские наименования были щедро разбавлены русскими — «Ласковый май 4″, «Ласковый май 7″, «Наутилус Помпилиус Разлука», «Кино 45″, «Мираж ’88». Я удивился, и в этот момент из колонок (над окошечком продавца обычно висели колонки) раздалось писклявое: «Пусть в твоиии оокна смотриит беспечный розовый вееее-чер».

Читайте также:  Чем отличается подшипник скольжения от качения

На следующий день палатку звукозаписи украшал огромный плакат с фотографией девушки с блестящими глазами, длинными черными ресницами, слегка приоткрытым бюстом и с совершенно голыми красивыми ногами. В кольчуге в форме «боди». Внизу была надпись — «Мираж». ВНУТРИ меня что-то медленно задрожало, я сглотнул и неуверенным детским голосом сказал в окошечко продавцу со смеющимися глазами: «Мне пожалуйста… «Мираж»» И отдал десятку.

Так началась моя личная сексуальная революция. С тех пор музыка интересовала меня гораздо меньше, чем девушки. В стране медленно, но верно наступал капитализм.

Обложки карандашом и музыка на костях

материал подготовил
Артём Лучко

На прошлой неделе сеть «ВКонтакте» должна была подписать меморандум Роскомнадзора о легализации пиратского контента. Теперь администрация сайта обязуется блокировать видео по жалобам правообладателей — и уже начала это делать. Есть мнение, что в ближайшее время ужесточатся законы о нелегальном распространении музыки и видеоигр. Закрывается большая глава истории пиратства в России — поэтому Look At Me вспоминает, как здесь воровали интеллектуальную собственность: от начала XX века и до нашего времени.

Краткая история российского пиратства

• Музыкальные пираты: от «Мелодии» до «ВКонтакте»

Музыкальное пиратство в России вполне успешно существует вот уже более века. Одним из первых дельцов, который выпускал пиратские копии самых покупаемых записей артистов, стал некто К. Мазель. По его собственному признанию, его фирма «Тонофонъ Рекордъ», открытая в Петербурге в 1910 году, продала десятки тысяч дисков, «не уплатив ни гроша» артистам.

После революции и двух мировых войн (во время которых, как не трудно догадаться, было не до музыкального пиратства) и с началом пятидесятых годов эпоха патефона и шеллачных пластинок стала подходить к концу, началось освоение материала винилита. Вернувшиеся с войны солдаты привезли в СССР заграничные пластинки с записями Summertime, Chattanooga и оркестра Гленна Миллера. Примерно тогда и появилась субкультура стиляг, впитавшая буржуазную культуру вместе с буги-вуги и джазом. Небывалый спрос на западную музыку породил предложение — появились первые студии подпольной звукозаписи, одной из первых стала ленинградская студия «Золотая Собака» Руслана Богословского. Инженер-изобретатель на основе трофейной аппаратуры разработал свою модель копировального станка с отличным для того времени качеством звукопереноса. Пластинки-матрицы удавалось за огромные деньги добывать из-за границы, а в качестве материала для нарезки пластинок шла крупноформатная фотоплёнка для аэросъёмки, затем мастерам пришла идея использовать более доступные старые рентгеновские снимки. Технологию записи «музыки на костях» быстро подхватили в Москве и Киеве.

Читайте также:  Как положить деньги на карту без банкомата

1990-е

2000-е

2010-е

Игорь Белый

Издатель, коллекционер пластинок

Особые люди, продавцы из-под полы, намётанным взглядом отмечали в шумной толпе на барахолке сосредоточенную молодёжь, подходили и заговорщицки шептали: «Эй, чуваки! У меня для вас есть». Продавец и покупатель отходили в ближайшую подворотню, где происходил быстрый товарно-денежный обмен, и выбранная пластинка перемещалась из рукава в рукав, блеснув матовым ребром на чёрном фоне. Завзятые меломаны даже не утруждали себя чтением карандашных подписей в своей коллекции, а сразу определяли на глаз: «Тазобедренный? А, это Гершвин! Глазница — это Хейли, а где-то у меня тут была кисть такая кривая — так, это Эллингтон. »

В 1960—1970 годы в крупных городах (и особенно в курортных), были распространены уличные студии звукозаписи, которые предлагали записать «говорящее письмо» с микрофона или музыкальный фрагмент по выбору заказчика. Сувенирные диски, которые служили для передачи «музыкальных приветов», также внесли свой вклад в большое пиратское дело.

С 50-х годов параллельно с виниловыми проигрывателями существовали катушечные магнитофоны, позволяющие записывать музыку на магнитную ленту. Первой попыткой сделать магнитную запись более доступной стал выпуск магнитофонной приставки «МП-1» в 1954 году, позволявшей записывать на плёнку песни с радио и пластинок. Расцвет же катушечных магнитофонов пришёлся уже на 70-е и начало 80-х, и внесенную ими лепту в распространение пиратства сложно переоценить хотя бы потому, что скопировать композицию ненамного хуже оригинала до этого ещё никогда не было проще. Самым распространённым способом нелегального тиражирования была установка микрофона у динамика радио, телевизора или другого магнитофона. Более искушённый процесс подразумевал использование кабеля, соединяющего два устройства (практически вся аппаратура советского производства, включая телевизоры, приёмники и громкоговорители имели линейный выход).

Читайте также:  При копировании листа в excel конфликт имен

Не гнушалась пиратством и крупнейшая звукозаписывающая компания СССР. В 1980-е годы фирма «Мелодия» стала выпускать западную поп- и рок-музыку в серии «Архив популярной музыки». Пластинки серии представляли собой сборники песен какого-нибудь одного популярного исполнителя или группы, например, Дэвида Боуи, The Doors, The Rolling Stones и так далее. Все названия переводились на русский: например, на пластинке писалось «Группа «Лед Зеппелин». Лестница на небеса». Легальность этих сборников до сих пор находится под вопросом: есть версия, что «Архив популярной музыки» выпускался по лицензии, а есть мнение, что, наоборот, совершенно кустарно — на конвертах пластинок не было указано никакой информации о правообладателях. Однако имелись надписи в духе «При составлении пластинки были использованы записи из коллекции М. Гулина, которому Студия выражает благодарность», из которых можно сделать вывод, что сборники составлялись из записей чьих-то частных коллекций. Серия при этом имела огромный смысл для советских меломанов, поскольку записи всех музыкантов, издававшихся в «Архиве популярной музыки», достать было сложно — и с помощью «Мелодии» их музыка дошла до более широкой публики.

Playing track is prohibited in this country ( ) by request of the copyright holders.

Playing track by request of the copyright holders.

Прослушивание трека в этой стране ( ) запрещено по требованию правообладателей.

Прослушивание трека запрещено по требованию правообладателей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector