Святые отцы о мужчине

Святые отцы о мужчине

Официальный приходской сайт

Советы старца Паисия Афонского о семье и семейной жизни

Старец Паисий Святогорец (1924-1994)

«Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье». И в другой раз он сказал: «Когда разрушится семья, будет разрушено все: и духовенство, и монашество».

«Нужно терпение, а не злоба в сердце. Один человек во Фракии стал христианином. Однако его жена не только не последовала его примеру, но и сильно препятствовала ему и жестоко с ним обращалась. Но он терпел и отвечал ей любовью. Со временем жена склонилась перед его терпением и любовью и сказала: «Должно быть, истинен и велик Бог, в Которого он верит». И тоже стала христианкой.

«Супруги должны иметь одного и того же духовника. Чтобы две деревяшки идеально подходили друг к другу, их нужно остругать одним рубанком».

«Супруги должны иметь духовника, потому что без арбитра не бывает состязаний».

«Чтобы подчиняться кому-либо, нужно или благоговеть перед ним, или бояться его. Подчинение от благоговения является духовным, от страха же — военной дисциплиной».

«Как-то ко мне пришел скорбный отец, сын которого болел белокровием, и просил помолиться. Я сказал ему: «Я буду что-нибудь делать, но должен и ты помочь. Конечно, ты не опытен в духовном, но брось хотя бы курить». Он с готовностью принял мой совет и уходя благодарил меня. Здоровье ребенка стало улучшаться день ото дня. Отец увидел чудо, но со временем забылся и снова начал курить. В результате возобновилась болезнь ребенка. Через два года отец его снова приехал и рассказал мне о случившемся. Я спросил, почему он оставил свой духовный подвиг, и сказал, что Бог желает видеть некоторое старание и с нашей стороны. Вот так. Недостаточно молитвы другого человека Нужно, чтобы и мы сами проявляли старание и молились».

«Часто мы просим у Бога то одно, то другое, но Он не отвечает нам. Чтобы Он ответил на наше прошение и дал нам то, что просим, мы прежде всего должны иметь смирение. Все мы, и дети, и взрослые, имеем много эгоизма и не принимаем ни указаний, ни замечаний. Все мы знаем сами, все мы мудрецы. Когда в нас господствует эгоизм, то достаточно и малого повода, чтобы случилась большая ссора. Мы открываем дверь сатане, и он входит в нашу семью и разрушает ее. Оставьте незамеченным то, что вы видите и слышите в тот момент. Ваш совет не помогает, а еще больше разжигает огонь. Только немного потерпите, помолитесь, и, когда другой успокоится, тогда только будет возможно взаимопонимание. Рыбак не рыбачит в шторм, а ждет, когда успокоится море».

Из беседы старца с его посетителями-мирянами.

— Отче, мы боремся со множеством семейных проблем.

— Мы сами себе сильно затрудняем жизнь погоней за материальными благами. Мы не догадываемся о том, что чем больше благ цивилизации мы имеем, тем больше проблем прибавляем себе и своей семье.

— Отче, какие проблемы, создаваемые погоней за благами, ты имеешь в виду?

— Мы вдаемся в чрезмерную суету, теряя при этом драгоценное спокойствие. Мы распыляемся. Женщина вынуждена работать потому, дескать, что нам не хватает денег. А в результате дети лишаются своей матери. Ради чего-то незначительного мы теряем смысл и цель создания семьи.

— Однако большинство из нас пребывает в иллюзии, что мы не сводим концы с концами, поэтому все больше и больше женщин работает.

— Мы не сводим концы с концами, потому что хотим иметь видео, телевизор, новую машину, множество украшений. Нас засасывает суета, и мы никак не можем остановиться, мы желаем все большего и большего, а в результате дети остаются без внимания. Это огромная ошибка — вот что мы должны понять. Будем довольствоваться немногим. Тогда проблема перестанет существовать.

— Что означает «жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33)?

— Это значит, что она боится его огорчить, обидеть, боится разрушить его любовь. Любить — это жалеть любимого и бояться неправильно повести себя по отношению к нему.

— А муж должен бояться своей жены?

— Он должен Бога бояться и при этом «любить свою жену, как самого себя» (Еф. 5, 33). В этом-то иерархия и заключается, что муж боится Бога, жена боится мужа, а дети чтут родителей своих. Дети спасаются через почитание родителей, жена — через послушание мужу, а муж — через послушание Богу. Это тоже особый крест, который мы не выбираем. Не все мужчины хотят быть главой семьи, а хоть плачь; но будь, не все женщины хотят смиряться, но смиряться надо, потому что нахождение совместного правильного поведения в семье по отношению к Богу — это угождение Ему.

Памятна и достойна внимания беседа, которую имел старец с одним моим хорошим другом о религиозном воспитании детей. Здесь я помещаю ее главные моменты.

— Много искушений и опасностей сегодня для молодежи, батюшка.

— За детей, с малого возраста напоенных благочестием, не бойтесь. Если они и отойдут немного от Церкви с возрастом или из-за искушений, то потом вернутся опять. Они словно дверные косяки, которые мы смазываем маслом, и их не берет гниль.

— Как ты считаешь, отче, с какого возраста дети становятся восприимчивыми, и как мы, родители, должны поступать, чтобы не бояться нечаянно повредить им своими крайностями?

— Прежде всего дети копируют нас самих, и, конечно, с самого младенчества. Вот с этого времени и должны мы обращаться с ними, как с часами. Как только у них ослабнет пружина, будем сразу их заводить, но внимательно и потихоньку, чтобы она не лопнула от чрезмерного усилия.

— Часто, батюшка, дети противятся различным благочестивым обычаям.

— Когда что-то не в порядке, этому всегда есть причина. Может быть, вы подаете им плохой пример? Может быть, причина в каких-то недолжных зрелищах, дурных поступках, плохих словах в доме? Во всяком случае будем давать детям благочестие в виде молока, а не сухой и твердой пищи. Никогда нельзя давить на них или приказывать им, но прежде всего — быть самим примером для детей.

— В случае плохих поступков приносит ли пользу телесное наказание?

— Будем, насколько возможно, избегать этого. Если же и допускаем его, то это ни в коем случае не должно быть постоянным. Телесно наказывать нужно так, чтобы ребенок понял, за что мы его наказываем. Только тогда это принесет пользу.

— Батюшка, несмотря на то, что мы все это исполняем, дети наши становятся необузданными. Иногда они переходят все границы. Мы не знаем, что нам делать.

— Будем давать иногда отвертку в руки Христа, чтобы Он Сам навел порядок, подкрутив некоторые винтики. Не будем думать, что со всем мы можем справиться сами.

Читайте также:  Браслет для измерения ритма

— Если, батюшка, ребенок ходит в церковь, но с какого-то возраста поведение его начинает изменяться и он убегает из храма, как мы должны действовать?

— Спокойно. Если же будет что-то серьезное, то вмешайтесь. Но будем внимательны, чтобы ребенок не ожесточился и не случилось еще чего-нибудь худшего.

— Когда ребенок свяжется с дурными компаниями и покинет свой дом, еще не стяжав даже немного Христовой благодати, есть ли надежда на его возвращение?

— А вынес ли он оттуда любовь? Когда в доме любовь и самого ребенка мы окружаем любовью, то если он и уйдет и свяжется с дурными компаниями, в один прекрасный момент увидит, что там нет любви. Он увидит, что повсюду лицемерие, и вернется домой. Но если он будет помнить о враждебности и ненависти в доме, то его сердце не заставит его направить свои стопы обратно.

— Если мы познали Христа поздно, когда дети наши уже выросли, что нам делать, чтобы наставить их на путь Божий?

— Здесь только молитва приносит плоды. Мы должны со многой верой просить у Бога милости для этих детей, которые невиновны в своем неверии. Признаем, что ответственность лежит только на нас, смиримся и покаемся искренно, и Бог им поможет. Он все же бросит им какой-нибудь спасательный круг, чтобы спаслись и они».

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец

О любви к женщине

Уважаемый отец Олег,
У меня у Вам вопрос на тему любви.
1) Если мужчина полюбил женщину, то эта любовь берет начало в нем самом или она – от Бога? (я имею в виду истинную любовь, а не похоть и плотские желания)
2) И еще. Почему мы не имеем возможности осознанного выбора – кого нам полюбить (влюбляемся как бы не по своей воле – и всё. ), ведь Бог дал нам возможность выбора во всем, даже в таком вопросе, как: верить или не верить в Него Самого?
Спаси Бог.

Ответ отца Олега Моленко:

Артур,
ты задал интересный и важный вопрос о любви к женщине. Это не просто вопрос, а целая тема, которая очень мало проработана святыми отцами Церкви. Это случилось по причине того, что святые отцы были монахами. Сохраняя целомудрие, они удалялись общения с женщинами, в т.ч. и в размышлениях своих. В основном, речь у них о женщинах идет в негативном ключе, как о соблазняющих Евах, беседующих со змеем. Вся забота у них состоит в том, как научить уклонятся от женщин по причине возможного увлечения и последующего падения в блуд, что для монаха есть великое падение, злостное нарушение обета безбрачия (что лучше было бы назвать обетом женонекасания) и смерть души.

Если верующие мужского пола, живущие в миру, будут читать соответственные труды, то потерпят вред и будут в смущении (кроме случаев, когда есть зов к монашескому образу жизни). Поэтому святые отцы (например, свят. Игнатий Брянчанинов) говорили об осторожности чтения святых отцов. Они советовали читать книги святых отцов только соответственно своему жительству. В противном случае, хотя и будет пропитывание святыми мыслями и чувствами – но чуждыми реальному положению человека. А это есть своего рода обольщение и хитрость вражия. Враг внушает монахам о сладости сочетания с женами, а мирянам о недопустимости прикасания к женщинам и т.п. Так, противоположными внушениями он пытается губить и монахов и мирян.

Оставим монахов и рассмотрим твой вопрос в приложении к жизни в миру. Это касается подавляющего числа людей. Рассмотрим эту тему в свете Священного Писания.

Вернемся в седую древность к первым людям: Адаму и Еве, причем до их падения, и посмотрим, что Бог сотворил и установил в отношении общения мужчины и женщины.

Сразу оговорюсь, что должно четко различать состояние людей до падения, после падения и после восстановления во Христе, которое разделяется на пребывание на земле и пребывание в вечных обителях Царства Небесного.

Сама потребность в монашестве, воздержании, подвигах и страданиях возникла вынужденно и по причине падения людей.

Рассмотрим сотворение человека:

Быт.1:
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Мы видим, что выделенное мною выглядит нелогично: сотворим человека = да владычествуют они; сотворил Бог человека = мужчину и женщину сотворил их. Из этого явно видно, что человеком названо: мужчина + женщина = человек. Отсюда произошло название мужского и женского рода "пол" или "половина". Раньше, когда муж представлял кому-то свою жену то говорил: "Это моя половина". Сравни также

Быт.5:
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.

После Божьего благословения первым повелением Его (заповедью) было плодиться и размножаться. Для этого Богом было предусмотрено особое общение между половинами человека, т.е. мужчиной и женщиной. Это общение для деторождения было основано на особого рода любви – любви к противоположному полу. Эту любовь благословил Сам Бог!

Казалось бы, жил Адам с Богом в благодати, был царем твари, чего же ему не хватало? Точнее кого? Неужели недостаточно общения с Богом Творцом? Недостаточно, говорит Сам Бог! Более того, положение Адама в одиночестве было опасно для возгордения, наподобие падшего Денницы. Для предупреждения этого Господь Бог, помимо развития любви к Нему, создал для Адама ближнего, для развития любви к ближнему. Это была подготовка для двойной заповеди о любви к Богу и ближнему, в которой просматривается крест. Вертикальная ось – любовь к Богу, а горизонтальная – любовь к ближнему. Бог заповедал любовь к ближнему, как к самому себе. Это оттого, что первым ближним была жена! Посмотрим как Писание описывает ее происхождение:

Быт 2:
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
. . .
15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
. . .
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
. . .
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Читайте также:  Какая зеркалка лучше кэнон или никон

Из 18 стиха мы видим, что при всем блаженстве Адама и жизни с Богом Сам Бог определяет и указывает, что НЕ ХОРОШО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКУ ОДНОМУ! Казалось бы, можно создать еще мужчину из глины. Но не так делает Бог! Он создает жену (женщину), причем, из ребра Адамова. Теперь Адаму стало ХОРОШО: ибо есть любимый Бог и любимая жена! Влечение (особая любовь) к жене превосходит влечение к родителям, что хорошо видно из стиха 24-го. Два = одна плоть, это указание на возвращение женщины в мужчину (как его кости и плоти). Это совокупление мужчины и женщины (которое одно лишь естественно; вот почему совокупление мужчины с мужчиной есть сугубое извращение, ибо мужчина не произошел от мужчины непосредственно) необходимо для напоминания природного единства двух полов, а в последствии – для деторождения. В свете происхождения женщины можно уразуметь, почему при ее вступлении в брак говорится "выходит ЗА-муж" (а не "заходит замуж" или как иначе), т.е. идет напоминание ее происхождения, когда она впервые вышла за пределы своего мужа и стала женой. Вот почему положение женщины без замужества не нормальное, ибо женой она становится только выходя замуж. В древности это было настолько однозначно, что слова "женщина" и "жена" воспринимались синонимами, мы это можем видеть в церковно-славянском переводе Священного Писания.

Слова "не хорошо быть человеку одному" нельзя рассматривать, как то, что человеку было плохо. Нет, он был блажен, купаясь в благодати Божией. Не хорошо здесь в смысле не достаточно, т.е. нехватки, не полного удовлетворения. Не хорошо так же в смысле для размножения людей, ибо для того и была прежде всего нужна помощница жена. Все остальное Адам мог делать и без нее.

Для чего же Бог усыпил Адама во время создания ему жены? Некоторые полагают, что это была своего рода анестезия (обезболивание), но это не верно, ибо взято из земного опыта. В Раю не было еще болезней и боли, и Бог мог вполне безболезненно сделать это на глазах у Адама. Цель усыпления Адама как раз и была в том, чтобы он не видел ее создания. Почему это должно было быть сокрыто от Адама? Для того, чтобы Адам не стал боготворить свою жену (женщину). С тех пор (особенно же после падения) существуют две опасные крайности в отношении к женщинам: 1 – попытка боготворить; 2 – нелюбовь, презрение, неуважение. Итак, правильное отношение к женщине со стороны мужчины таково: любить, но не боготворить, и не ставить в один ряд с Богом (не говоря уже выше).

Из 22 стиха мы видим, что Бог не только создал жену особым актом, но и привел ее к человеку, т.е. сочетал их! Это был первый брак на земле, где брачующим Священником был Сам Господь Бог! Как мы видим, таинство брака есть первое и самое древнее из таинств, как, впрочем, и священство. Монашеством тогда и не пахло, ибо оно не нужно (не предусмотрено Богом) было вовсе.

Проснувшийся Адам по благодати увидел, что приведенная к нему Богом женщина есть кость от костей его и плоть от плоти его (ибо Бог взял для создания жены не только кость-ребро, но и плоть). Тут же, давший имена всем зверям называет женщину женой, объясняя происхождение этого названия взятием ее от мужа. Итак, женщина (природа) – это создание от Бога, а жена – это происхождение от мужа и связь с ним! Итак, мы видим, что жена по происхождению вторична, ибо сделана не непосредственно из земли, как мужчина, но взята от мужа.

Интересно заметить, что в стихе 23 именно Адам, а не Бог, хотя и по вдохновению Бога, пророчески устанавливает заповедь об оставлении отца и матери ради жены, и прилеплении к ней. Теперь понятно, почему надо возлюбить своего самого ближнего человека – жену, как самого себя. Ведь она и есть часть тебя самого!

Обратим внимание, что заповеди: плодитесь и размножайтесь; прилепится к жене; будут двое одна плоть; были даны до грехопадения человека. По падении изменения произошли лишь по причине привнесения греха, что в отношении к женщине (и, соответственно, к мужчине с ее стороны) стало выражаться в похоти плоти. Можно сказать, что похоть плоти – это извращение особого рода любви к женщине по причине греха, вошедшего в человеческую природу посредством грехопадения первой четы. Нет сомнения, что Адам неизреченно любил свою жену Еву. Выбора у него не было. Вот почему, когда Сам Бог приводит к нам обстоятельствами и промыслом Своим нашу (Свою) женщину (жену) – у нас нет выбора (хотя количественно он есть, в отличие от положения Адама). Когда мы не смиряемся перед Божьим приводом (выбором), но выбираем сами (чаще всего руководствуясь похотью или корыстью), то начинаются проблемы и беды (как плата за не смирение).

В 25-м стихе показано, что в благодатном покрове брака и любви между мужем и женой нет и не может быть стыда. Стыд появляется в случае лишения благодати, или отсутствия должной любви.

Итак, любовь к женщине, как к своей жене имеет двоякое происхождение. Она и от Бога, и от самого человека. От Бога, как благодатная сила и энергия (ибо Бог есть Любовь), от человека, как осознанный выбор и отношение. Тем не менее, любовь эта остается великой тайной и не подвластна рассудку.

Не нужно бояться любви к женщине – она естественна и вожделенна. Нужно бояться греха, извращения и нарушения воли Божией и отпадения от благодати!

В царстве Божием, по слову Господа, не женятся и не посягают (на плотское совокупление и деторождение), но пребывают как ангелы. Тем не менее, различие полов там будет сохранено, как и любовь между ними.

Читайте также:  Что нужно для написания сайта

Важно отметить, что само грехопадение осуществилось в три этапа:
1 – грехопадение Евы;
2 – грехопадение Адама из предпочтения любви к жене, а не к Богу;
3 – самооправдание Адама и жены, и отвержение ими покаяния.

Быт.3:
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

Ева сама первой взяла запрещенные Богом плоды (а надо было взять благословение у мужа, которое бы разрушило обольщение сатаны) и дала Адаму. Адам не смог отказать жене из любви к ней – и согрешил.

Особенности грехопадения полов видны из особенностей Божьего их наказания:

Быт.3:
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

Для всякой жены выделены следующие наказания:

  1. скорбь от беременности
  2. болезнь от родов
  3. влечение к мужу (плотское и душевное, почему женщина чувствует себя без мужчины дискомфортно; у монахинь и дев Христа ради это восполняется Христом и благодатью) ;
  4. господство мужа над женой.

Всякие попытки жен уйти от этих скорбей в земной жизни до полного раскрытия в себе царства Божия – богоборны!

Обрати внимание на 4 пункт, который является приговором Бога для всех феминисток. "Будет господствовать над тобою" – должно соблюдать и при законном совокуплении с женой. Т.е. нельзя позволять жене быть над собой, но только под собой.

Мужу Бог посредством укорения советует не слушаться голоса жены (который часто может быть голосом змея).

Ему определены такие наказания:

  1. со скорбью питаться от земли;
  2. проклятие земли и произращивание ею терний и волчцев;
  3. труд в поте лица для пропитания;
  4. возвращение в землю и превращение в прах, т.е. смерть физическая; на нее обречена и жена, как взятая от мужа.

Интересно пронаблюдать в Писании любовь мужчины к женщине в лице святых угодников Божиих. После потопа Бог повторяет свое благословение для ветхозаветного периода:

Быт.9:
1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];
. . .
7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

Бог наделял Своих угодников красивыми женами, которых они любили:

Быт.12:
5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою
. . .
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
. . .
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;

Сам Бог чудесно хранил жен Своих угодников от посягательств других:

Быт.12:
17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
. . . И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди.
20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним].

Безплодие и воля жены привели к многоженству и распрям на этой почве:

Быт.16:
1 Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.
2 И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. (из любви к ней и сострадания к ее безплодию)
3 И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.
4 Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.
. . .
5 И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; (Сара обвиняет Аврама за свое же решение) отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.
6 Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках;(Аврам из любви к Саре и по смирению своему попускает это) делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.

Быт.23:
16 девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.
. . .
51 вот Ревекка пред тобою; возьми [ее] и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.
. . .
67 И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей.

Быт.29:
9 Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего].
10 Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей.
11 И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал (от великой любви к Рахили).
. . .
17 Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем.
18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою.
. . .
28 Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену.
. . .
30 [Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других.
31 Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна.

Итак, мы видим из слова Божьего на примере Авраама, Исаака и Иакова (а святые отцы говорят, что они не нуждались в покаянии), именами которых Себя именовал Бог ( Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова – Мф.22,32), что любить женщин (жен) нужно, и любовь эта благословлена Богом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector