Телефоны автоматы в ссср

Телефоны автоматы в ссср

Таксофо́н, телефон-автомат, телефон общего пользования, автомат, устар. уличный телефон — телефонный аппарат общего пользования. Оплата может производиться при помощи монет, жетонов или телефонных, дебетовых либо кредитных карт.

В Советском Союзе использовались таксофоны местной (городской и сельской) связи (ТГС), междугородной связи (TM).

В XXI веке таксофоны всё больше и больше вытесняются мобильными телефонами. В некоторых других странах остаётся густая сеть таксофонов, которыми население продолжает активно пользоваться, так в США на 2012 год существует 305 тысяч телефонов-автоматов, из которых делается около 50 миллионов звонков в год [1] .

В сфере связи существует специальное значение этого термина — таксофоном называется телефонная линия, не обладающая собственным телефонным номером, то есть такая, на которую в общем случае нельзя позвонить, можно совершать лишь исходящие звонки. Тем не менее, в некоторых странах предусмотрена функция входящего звонка на таксофон.

Содержание

Размещение [ править | править код ]

Таксофоны обычно устанавливаются в людных местах, например в транспортных узлах (вокзалы, аэропорты), на перекрёстках оживлённых улиц. Таксофоны размещаются в закрытых боксах (телефонных будках), полузакрытых боксах или просто под козырьком. В некоторых странах (например, в Швейцарии) бывают телефонные будки для курящих и для некурящих.

Дополнительные функции [ править | править код ]

Многие современные телефонные аппараты также имеют дополнительные функции, например функции отправки электронных писем и/или SMS. Эти функции может также иметь отдельный от телефонного аппарата терминал, размещающийся рядом с ним.

Таксофоны в России и СССР [ править | править код ]

Во времена Советского Союза производились таксофоны типа АМТ-47, затем АМТ-69, оплата разговора в них стоила 2 копейки (две монеты по 1 коп. или одна монета в 2 коп.). В пригородах существовали таксофоны с оплатой в 5 копеек (одна монета). Существовали также междугородные таксофоны с оплатой в 15 копеек. После гиперинфляции в СССР в 1991 году и распада СССР такая форма оплаты стала неактуальной. Таксофоны АМТ-69 подверглись модификации: монетоприёмники переделывались на приём жетонов (АЖТ-69) либо заменялись картоприёмниками (АКТ-69). Например, в Санкт-Петербурге оплата за разговор по таксофону осуществлялась жетонами метрополитена. В некоторых регионах звонки с таксофонов осуществлялись бесплатно, и монетоприёмник не использовался. В существующий конструктив таксофона АМТ-69 вносились и другие изменения: дисковый номеронабиратель заменялся кнопочным, в том числе существовали варианты с тональным набором и с ЖК-дисплеем (см. галерею).

Кассирование монет(ы) в АМТ-69 осуществлялось при смене полярности в телефонной линии (при ответе абонента или истечении оплаченного интервала времени). Для этого на АТС существовали специальные абонентские комплекты, предназначенные только для исходящей связи.

Позднее на смену АМТ-69 и его модификациям пришли современные таксофоны, принимающие магнитные или чип-карты, имеющие информативный дисплей и развитую систему защиты и сигнализации.

В СССР таксофоны были в городах и в некоторых крупных сельских населённых пунктах в основном в отделениях связи (почта или телеграф).

В 2001-2002 годах правительство Российской Федерации озаботилось о телефонизации сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» [2] [3] . В 2006-2007 годах в России стартовала федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» которая включала и оказание универсальных услуг связи в рамках которого все сельские населённые пункты, независимо от наличия или отсутствия в них сотовой и вообще телефонной связи, оснащались уличным таксофоном с оплатой по универсальной карте связи [4] [5] (эти мероприятия подразумевали и модернизацию линий связи, сети АТС, в частности замену аналоговых на цифровые, а также устройство коллективных точек доступа в интернет [6] ). Таксофоны поддерживали и входящие звонки на них, если номер известен звонящему. С учётом темпов развития сотовой связи и проблемами приобретения таксофонных карт оплаты в сельской местности востребованность в них у населения отпала в большинстве населённых пунктов очень скоро, а порой и не была востребована к тому времени изначально [7] [8] . Таким образом сложилась ситуация, когда доходы от звонков с них не покрывали даже расходы на их установку, содержание и обслуживание [9] [10] [11] .

Читайте также:  Мощные смартфоны с маленьким экраном

В 2015 году правительство РФ продолжая бороться с «цифровым неравенством» между городами и сельской местностью решило использовать сеть созданных в стране таксофонов для обеспечения доступа в интернет жителей населённых пунктов с численностью населения 250-500 человек и проведения до них оптоволоконных линий связи [12] .

С 2019 года в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассматривается вопрос об использовании сети таксофонов для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, для чего планируется их оснастить звуко-световыми извещателями (к примеру: сиренами, громкоговорителями, стробоскопами) [13] [14] [15] .

Оплата [ править | править код ]

Традиционными для СССР были таксофоны, принимавшие монеты по 1 и 2 копейки (до реформы 1961 года — 15 копеек, ранее — 10 копеек), в пригородах были таксофоны, принимавшие 5-копеечные монеты. Большинство современных таксофонов работают по карточкам предоплаты). В некоторых странах таксофоны принимают банковские карты, в том числе и кредитные карты.

Существуют монетные таксофоны с роторным накопителем, способные отдавать сдачу.

Экстренные вызовы (пожарная охрана, полиция, скорая помощь и т. п.) были бесплатны.

С 2018 года «Ростелеком», который отвечал за «телефонизацию села» стал вводить бесплатные звонки с таксофонов в России на стационарные телефоны (работа которых находится тоже в ведении этой организации) вначале внутри населённых пунктов, а впоследствии внутри регионов и с 1 июня 2019 года в пределах всей страны [16] [17] .

bleyes

Во многих фильмах есть сцены когда герой фильма говорит в телефонной будке. Для меня самым вспоминаемым есть фильм "Каждый вечер в одиннадцать". Это старая светлая советская мелодрама о любви, чистоте чувств. Так вот герой фильма (актер Михаил Ножкин) проводил в этой телефонной будке каждый вечер, и часто до утра общаясь с незнакомкой.

Еще есть воспоминания детства — тогда, в детстве просить мелочь у родителей на мороженое и прочие простые радости считалось постыдным. Выручали телефоны-автоматы. Там было окошко для возврата монетки, в тех случаях, когда абонент не дозванивался. Туда мы аккуратно клали кусок губки. И двушка не вылетала — стучать по телефону кулаком было бесполезно. Главное было не прозевать момент когда таксофон наполнится и тогда, подцепив губку скрепкой, можно было собрать богатый улов. На пять двухкопеечных монет обязательно был один гривенник.

Читайте также:  Запись песни на диктофон

Ну а теперь немного истории. Собственно, таксофоны, были одними одними из первых вендинговых систем (то есть продажа товара или услуг, без участвия продавца).

В 1889 году у американца Уильяма Грея заболела жена. Будущий изобретатель потратил тогда немало сил и времени на уговоры одного из владельцев немногочисленных телефонных аппаратов, чтобы тот разрешил сделать столь необходимый звонок. Впоследствии Грей поставил перед собой цель создать телефон, который смог бы выполнять функции кассира. Первоначальный вариант устройства был лишь прообразом таксофонного аппарата. В 1891 году Грей учредил собственную телефонную компанию, постоянно трудился над усовершенствованием аппаратов, при этом не забывал своевременно получать патенты на свои изобретения.

Такой первый телефон-автомат, или таксофон в современном понимании был продемонстрирован в 1890-м на Всемирной выставке в Париже. И в том же году в американском городе Хартфорде был установлен первый общественный таксофон. Плату за пользование этим новшеством было поручено собирать контролеру.

В России вначале таксофон появился в Москве в 1909 году. И с тех пор долгое время этот вид коммуникаций не терял в России своей популярности, несмотря на то, что именно телефоны-автоматы мужественно принимали на себя самые мощные всплески агрессии. Инженерам стоило не малого труда, чтобы придумывать все новые и новые модели антивандальных уличных таксофонов. А «двушка» (монета в 2 копейки) на протяжении многих лет была обязательной монетой во время городских путешествий. Разумеется, развитие современной мобильной связи явно снизило остроту проблем — и с вандалами, и с «двушками». А также отменило один из самых известных способов уличного знакомства: «Девушка, вы не скажете, где здесь ближайший телефон-автомат? А двух копеек у вас не найдется?».

Наверное нет такого человека, который не пользовался бы такими вот будками и таксофонами.

Мало кто знает, что в СССР до 1968 года в номерах телефонов были не только цифры, но и буквы. А у первых телефонов номеронабирателя вообще не было. В книге «Список абонентов Московской телефонной сети» за 1916 год первый пункт правил пользования телефонными аппаратами гласит: «Центральная станция вызывается простым снятием микротелефона с рычага. Дежурная на станции должна ответить, сообщая свой номер. Затем абонент ясно и отчетливо сообщает номер, с которым требуется соединение».

На первых дисковых аппаратах были только цифры. В 20-е годы прошлого века рядом с цифрами изображались буквы. В СССР на телефоне рядом с цифрами тоже было 10 букв: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л. Буква З не использовалась, потому что похожа на тройку.

Как известно, телефон был изобретен Александром Грэмом Беллом в марте 1876 года. Он успел подать заявку на патент на полчаса раньше своего конкурента, другого американца, и злые языки утверждают, будто он потом несколько дней исправлял свой аппарат, чтобы он мог работать. В 1877 году появилась первая телефонная линия. Было это в Бостоне. А еще через год появились первые телефонные станции.

Помните у Марка Твена «Алло, Центральная» («Янки при дворе короля Артура»)? С появлением телефона появился спрос на новые услуги — разговор на расстоянии. А спрос, как известно, рождает предложение. Если буквально из воздуха можно сделать деньги — то почему бы и нет? В те времена еще не было АТС, телефонные аппараты вручную связывали телефонистки, но уже появились пращуры телефонов-автоматов.

Читайте также:  Как установить голосовой вызов

Первого июня 1880 года в Америке был открыт первый телефонный офис. Зайди, обратись к дежурному, назови номер, по которому хочешь говорить, он тебя соединит, даст трубку — и говори! Так сказать, телефон-автомат вразбивку и с человеческой составляющей. Где это было? В Коннектикуте, в офисе города Нью-Хейвен корпорации «Connecticut Telephone».

А уже в 1889 году в помещении банка Хартфорд в городе Хартфорд, в Коннектикуте, появился первый телефон-автомат. Подойди, подними трубку, закажи разговор у оператора, поговори, дождись, пока оператор назовет тебе цену разговора — и заплати, опустив монеты в щель для монет на автомате. Специальные монетоприемники появились чуть позже и сначала были предназначены именно для телефонов-автоматов, или таксофонов.

Телефон с предварительной оплатой впервые появился в Чикаго в 1898 году. А уже к 1902 году в США было свыше 81 тысячи телефонов-автоматов.

Телефоны-автоматы начали свой победный марш по всему миру. В 1960 году корпорация Белл установила свою миллионную будку телефона-автомата. В странах с нестабильной национальной валютой для телефонов-автоматов выпускали специальные жетоны, которые давали возможность оплатить столько-то минут разговора.

В России первые отечественные таксофоны появились в 1903 году в Москве. Правда, особого развития не получили (тут вам не Европы!) — до 1917 года в той же Москве их было не более сотни.

При советской власти таксофоны начали распространяться. До 50-х годов будки телефонов-автоматов были деревянными и разговор в них стоил 15 копеек. После 1961 года цена стала 2 копейки. Будки стали делать железными с огромными и толстыми стеклами. После распада СССР в России автоматы перевели на жетоны, пытались производить автоматы, работающие на магнитных картах. Разработали и разместили на улицах такие телефоны-автоматы, начали продавать к ним магнитные карты, вставляя которые в автомат, можно было провести сколько-то минут разговора, согласно размеру платы за карту, но…

Тут появились сотовые телефоны! Как там было в первой рекламе? «Профессор, где вы?» — «Гуляю в парке!» Были они невероятно дорогими, их эксплуатация, услуги сотового оператора кусались самым зверским образом. Но лет через десять они начали становиться все дешевле, появились крайне недорогие тарифы, операторы сотовой связи начали брать свою прибыль массовостью потребителя. Зачем искать будку телефона-автомата, если можно вынуть из кармана сотовый и позвонить?

Так сотовые телефоны, сотовая связь почти совсем убили телефоны-автоматы. Они в больших городах стали нерентабельны и исчезли с улиц.

Однако… На Московском шоссе, уже далеко от города, в деревнях, я часто вижу будочки ярко-оранжевого цвета, в которых стоят столь давно знакомые телефоны-автоматы. Работают ли они — не знаю, но уже то, что они не разрушены и телефонные аппараты выглядят целыми — возможно, для местных жителей это удобно? Если роуминг кусается, а рядом есть оранжевая будка с аппаратом, то да здравствует телефон-автомат!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector