Терри гиллиам барон мюнхгаузен

Терри гиллиам барон мюнхгаузен

Единственный, кто знает всю правду о Мюнхгаузене — сам барон. Легендарный герой рассказывает историю своих невероятных приключений.

Но неужели он действительно летал на раскаленном пушечном ядре, сражался с трехголовым грифоном, путешествовал на Луну, видел обнаженную Венеру, выходящую из морской раковины, и в конце концов, столкнулся нос к носу с самой Смертью? В это невозможно поверить… но разве знаменитый Мюнхгаузен может врать?

Персонажи

Барон Мюнхгаузен

Барон — главный герой фильма. Впервые он предстаёт перед нами в виде тени на собственном имени. Барон не отличается от своего хрестоматийного образа и никогда не лжёт, а также все его приключения соответствуют устоявшейся канонической традиции. Ему свойственно чувство справедливости — так, он не раздумывая вмешивается в ход представления, считая его чистейшей воды профанацией. Появившийся перед зрителями театра старик, утверждающий, что он Мюнхгаузен, поначалу может вызывать доверие только своей большей на последнего похожестью (в одежде, поведении и образе вцелом) и ему до конца не верит даже наивная маленькая девочка, но в дальнейшем Мюнхгаузен доказывает, что он настоящий барон — весьма убедительно рассказывает свою историю, летает на ядре и спасает город от султана.

Мюнхгаузен любит женщин, у него с собой за отворотом камзола всегда есть роза — по одной он дарит каждой красивой по его мнению встреченной даме — будь то актриса эпизодической роли или королева Луны. Барон обладает внутренним достоинством, и даже отдавший за минуту до того приказ расстрелять нарушившего (надуманно) порядок офицера комендант Джексон пасует перед сорвавшим представление Мюнхгаузеном и поспешно ретируется. Также барон храбр — он спокойно стоит под вражескими пулями и ядрами (эпизод с полётом на ядре), ставит свою жизнь на кон (во дворце у султана) и смеется над смертью, летая на ядре. Барон никогда не лжёт — даже когда король Луны спрашивает его о симпатии к своей жене (Мюнхгаузен молчит) или когда Салли говорит о том, что барон «полетел на ядре» (на самом деле он летел на снаряде, а затем перескочил на вражеское ядро — о чём незамедлительно сообщает, предварительно отвергнув версию Салли). Мюнхгаузен очень человеколюбив — например, он хочет спасти город (говорит об этом на представлении в театре) или бежит за Салли, когда та рвётся под пули.

Вместе с тем и барон не идеален. Когда он последний раз был на луне, то соблазнил королеву Луны и сбежал с ней, бросив своего слугу Бертольда. Он дважды дарит розы новым знакомым дамам и всякий раз не упускает случая упомянуть, что отклонил руку «самой Екатерины Великой — русской императрицы». Как впоследствии отметит его слуга Бертольдо, «опять двадцать пять». Барон, хотя и ведомый благими намерениями освободить город от осады турецкого султана, заново вербует своих слуг словами «победим султана» и «зову тебя на войну», ни разу не упомянув о горожанах, освободительной войне и их страданиях. Когда Мюнхгаузен и Салли отправляются на луну, барон говорит ей: «не беспокойся, в городе всё будет в порядке, наступление турок провалится», но мы так и не узнаём, откуда он это знает. Также он утверждает, что «срочность дела [спасения города] не так велика», когда встречает Венеру. Тогда лишь вмешательство Салли позволяет ему продолжить свой благородный вояж.

Барон Мюнхгаузен — очень необычный персонаж фильма. Он действительно никогда не лжёт, исполняет все свои обещания и его утверждения всегда находят своё подтверждение. Но барон — не обычный человек: он молодеет с каждым новым приключением, его благополучно минуют снаряды и пули, он знаком со многими мифическими и сказочными персонажами и он — единственный, кому по сюжету фильма удаётся кардинально изменять ход событий. Если придерживаться версии, что фильмы Гиллиама (см. интересные факты) образуют трилогию и Барон Мюнхгаузен символизирует старость, то его персонаж можно интерпретировать в качестве иносказательного образа, по своей абстрактности и концептуальности могущий соперничать даже со смертью.

Слуги Барона

Слуги барона играют в фильме немаловажную роль. Это именно благодаря им он выиграл пари у султана и обчистил его казну. И именно в их помощи он нуждается, когда хочет спасти город.

Бертольд

Бертольд — скороход. Он успел доставить письмо из Константинополя в Вену, дождаться пока австро-венгерская императрица напишет ответ, пока ему из погребов принесут бутылку вина, успел назад и даже поспал под деревом — и всё за один час. Когда Бертольд состарился, он всё ещё мог догнать летящую пулю. Хотя его дар можно назвать по крайней мере необычным, Бертольд не использует никаких волшебных приспособлений — однако носит на ногах огромные железные ядра, чтобы он «мог ходить, а не носиться вокруг как ошпаренный». Когда барон расстался с Бертольдом, тот попал в плен к королю Луны, который двадцать лет продержал его запертым в клетке для попугаев, в результате чего Бертольд потерял память, забыл своё имя и стал считать себя опасным преступником — в том числе из-за железных ядер кандальника на ногах. Однако когда Мюнхгаузен вернулся, Бертольд забывает прежние обиды и снова сопровождает барона к новым приключениям.

Читайте также:  Примеры расширений файлов в виде таблицы

Адольфус

Адольфус — самый меткий стрелок. Однажды он из Константинополя выстрелил в яблоню под Белградом и попал в ножку яблока, так что оно упало. Как утверждает Бертольд, «он мог с расстояния в половину земного шара попасть в яблочко». В старости Адольфус почти ослеп, однако и тогда он мог попасть «в яблочко», хотя и с уже меньшего расстояния.

Альбрехт

Альбрехт — силач, он сопровождал барона Мюнхгаузена в его путешествиях. Альбрехт вынес на своих плечах всю казну султана, после она осталась у него и, как он утверждает, «я роздал всё на благотворительность». Однако когда он расстался с бароном, то не смог стать самостоятельным и нанялся в услужение как прислуга к богу Вулкану в жерле вулкана Этна. Он утверждает, что «никогда не хотел быть большим и сильным. Теперь он хочет быть изящным, чувствительным». У Вулкана его называли карликом и ему это нравилось. По утверждению Бертольда, «он стал странным». Альберт вновь отправляется в путь с Мюнхгаузеном лишь по чистой случайности, утверждая, что он «был счастлив в своём вулкане». У Альбрехта чёрный цвет кожи и он единственный, кто внешне не постарел за те двадцать лет, которые лежат между двумя частями повествования.

Густавус

Густавус — карлик, у которого очень большие уши и который, по выражению Бертольда, «мог повалить целый лес одним выдохом». Он успешно задерживал своим ветрогонным дыханием солдат, когда Мюнхгаузен пытался скрыться с казной султана. В старости у Густавуса уже не такой острый слух и не такой сильное дыхание, однако он всё же может снести с ног десятки турецких солдат.

Давние знакомые барона

Король Луны

Короля Луны зовут Роджер. Он великан, который повелевает декоративными лунными строениями. Его голова может летать и существовать отдельно от тела, но когда она прикреплена к телу, то становится зависимой от его желаний. Голова утверждает, что она свободна от всех низменных (однако не аморальных) чувств, и ненавидит когда тело её порабощает и прикрепляет к себе. Будучи отделена от тела, голова лунного Короля возомнила себя «королём всего», а не только королём Луны, однако как только она оказывается на плечах у тела, то моментально перестаёт задумываться об этом и переключает своё внимание на обжорство и плотские утехи. Последние показаны в фильме весьма образно и аллегорично.

Голова, отделенная от тела имеет неживой мраморный цвет, а присоединяясь к телу начисто забывает о всех своих умствованиях и тщеславии, обретает нормальный живой оттенок, но ударяется в другую крайность — крайность полного отсутствия духовной жизни. Вместе с тем король Луны и в его полной форме способен на логическое заключение — так, покарать любовника своей жены или привязать голову к телу лентами он догадывается.

Образ короля Луны в фильме наряду с Мюнхгаузеном, Джексоном и Смертью можно считать главными абстрактными иносказательными образами. С королевой Луны король привязывает голову к телу белыми лентами, в погоне за её любовником — чёрными. Король очень любит своего трёхглавого «коня» — грифона Сибилла, но погоне он разбивает его — и вопреки ожиданиям Сибилл оказывается механизмом из железа. Король Луны мнит себя «королём всего», но изменяет голос и цвет лица, меняя свои головные и безголовые ипостаси. Его разум враждует с телом, в своих устремлениях он впадает в крайности — и когда наконец его тело погибает, то поначалу радующаяся голова сначала осознаёт, что она не может даже почесать себе нос, а затем и вовсе от одного чиха улетает в открытый космос. Принимая во внимание общую образность и сюрреалистичность фильма, можно выдвинуть предположение, что образ короля Луны символизирует собой образ современного человека.

Читайте также:  Как оформить шапку канала

Королева Луны

Королеву Луны зовут Адриана. Она — полная противоположность своего мужа. Она уравновешена и хотя её голова также отделяется от тела, она не впадает в крайности и ведёт себя совершенно одинаково есть у неё тело или нет. Когда-то королева Луны сбежала с бароном Мюнхгаузеном, и это объясняет ревнивость её мужа. Именно она помогает барону освободиться из клетки и просит его всегда хранить локон её волос.

Вулкан

Вулкан — бог, хотя он грязен как трубочист. Мы впервые встречаем его в жерле вулкана Этна, где он как заправский капиталист пытаетается добиться увеличения производства с наименьшими затратами — усмиряет своих рабочих-циклопов, выторговывая у них как можно меньший процент прибавки к зарплате. Вулкан запачкан в саже, груб и неотёсан. Он считает себя великаном, хотя ростом ниже Мюнхгаузена. Внешне его никак нельзя выделить из массы таких же как он чумазых горных рабочих.

С одной стороны, Вулкан работящий и рачительный хозяин — он организует крупное производство и стремится поддерживать его рентабельность. Однако, как он сам говорит, «я готов поставлять оружие и прочую технику всем, кто готов платить — грекам, троянцам, римлянам, гуннам — я не виноват, если они готовы друг дружке горло перегрызть». При всей своей внешней трудолюбивости его моральный облик нельзя назвать противоположностью его облика внешнего — и первое впечатление от Вулкана как от безжалостного озабоченного только прибылью капиталиста на поверку оказывается верным.

Вулкан возмущается, что его рабочие стали требовать зарплату слишком часто — каждые сто лет, тогда как раньше срок был в тысячелетия. Он создаёт даже ядерные ракеты, и ещё хвастается тем, что «преимущество этого оружия в том, что вам не придётся видеть, как они [враги, а также их жёны, дети, коровы и овцы] умирают. Вы спокойно себе сидите вдали от цели и просто нажимаете кнопку».

Вместе с тем у Вулкана, как и у короля Луны — две ипостаси. Он не только беспринципный капиталист и рачительный хозяин, радеющий о прибыли — он и ценитель прекрасного, копящий все свои богатства ради хорошей устроенной жизни в своём дворце и ради угождения своей жене Венере. Вулкан очень её любит, оберегает, называет «дорогой» и «дражайшей». Однако он же её крайне сильно ревнует — и небезосновательно. В порыве ярости (когда у него в буквальном смысле пар валит из ушей) Вулкан называет свою жену уже не «дорогушей», но «мымрой» и «потаскухой». Наряду с этим Вулкан даже в своих изящных чистых полученных безжалостной эксплуатацией рабочих и торговлей оружием покоях в буквальном и переносном смысле остаётся таким же черным и грязным, как и его дела.

Венера

Венера — богиня любви и красоты, жена Вулкана, выходящая из раковины и в своём первом представлении в фильме позой в точности копирующая известную картину Боттичелли. Однако образ Венеры неоднозначен. Она живёт в раковине, которая находится в узком и маленьком бассейне в изящной, но огороженной комнате в жерле вулкана Этна. Винеру боготворит её муж Вулкан, однако не заметно не только взаимных тёплых чувств, но явственна явлена её холодность и откровенная скука. Она принимает от Вулкана бриллианты, для вида благодарит, но сразу же бросает их в кучу, очевидно, давно копящуюся и никого не интересующую.

Как утверждает сама Венера, «я богиня, и делаю, что захочу» — в ответ на упрёки, оскорбления и обвинения своего мужа в неверности. Суть же претензий Венеры сводится к определению Вулкана как «ничтожного, узколобого мещанина». Случайно или нет, но образы Венеры и королевы Луны в картине более плоские и однородные, чем образы их мужей.

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.

ИЕРОНИМУС КАРЛ ФРЕДЕРИК БАРОН ФОН МЮНХГАУЗЕН

Читайте также:  Учетные данные использованные для подключения недопустимы

В моей жизни было три барона Мюнхгаузена. Каждый — в определенном возрасте.

Первый — виртуозный врун из детской книжки, щедро иллюстрированной черно-белыми рисунками о знаменитых похождениях барона, — запомнилось вытягивание самого себя за волосы, полет на пушечном ядре, а также водопой верхом на половине коня.

Второй — это романтический герой подростковых порывов, безупречный мачо и неисправимый мечтатель в воплощении Янковского из фильма Марка Захарова. Фильм пересмотрен не счесть сколько раз, а фраза о том, что все глупости на Земле делаются с серьезным выражением лица, является прекрасным аргументом в спорах со слишком мрачными господами.

А недавно осуществилась мечта: посмотреть кинематографические «Приключения барона Мюнхгаузена» на широком экране. Снятая британцем Терри Гильямом ровно 20 лет назад, в 1988 году, лента вышла ограниченным тиражом из-за того, что продюсеры тогда не поверили в успех, поэтому прибыли она не принесла, широко известной не стала, а зря.

Потому что этот Мюнхгаузен обескураживающе отличается от образа, к которому мы привыкли, но практически с первых кадров о всем виденном ранее забываешь. Воображение режиссера — бывшего участника легендарной комик-группы «Монти Пайтон», творца фильмов-феерий, — бьет ключом, питаясь образцами позднеренессансной и модернистской живописи, от Рафаэля до Эшера, наследием литературы, философии и даже точных наук, а также какими-то внутренними химерами самого автора и, как следствие, продуцирует поток образов, океанически неисчерпаемый.

Все приключения барона, по Гильяму, происходили на самом деле. Но всей истории он придает драматизм и метафизическую глубину — качества, не слишком заметные в первоисточнике, не говоря уже о необычайной, ощутимо театральной зрелищности. Собственно, приключения и начинаются как сценический спектакль, постепенно выходящий за стены разрушенного от постоянных обстрелов (ведь идет война) городского театра, захватывающий не только земной мир, но и Луну, космос, далекие моря и даже подземный Аид, где царствует бог войны Вулкан. Каждый кадр наполнен изысканными изобразительными деталями, которые, так или иначе связанные с разновременными эпохами в живописи или архитектуре, работают на сюжет. То есть само пространство кадра является дополнительным персонажем, на свой лад «говорящим» со зрителем.

Что касается актерских работ, то незаметных среди них, кажется, нет, хочется отметить и Джона Невилла, играющего барона в абсолютно разных возрастных и психологических состояниях, и Робина Уильямса в роли летающей головы Короля Луны, и юную прекрасную Уму Турман — воплощение богини Венеры, от которой невозможно отвести глаз, и ее мужа Вулкана в исполнении колоритного Оливера Рида, и маленькую забияку Салли — Сару Полли, вдохновляющую барона творить новые чудеса, и свиту барона — очаровательных чудаков со сверхчеловеческими возможностями, сыгранных Эриком Идлом, Чарльзом МакКеном, Уинстоном Деннисом, Джеком Парвисом.

Одним словом, в «Мюнхгаузене» Гильяма есть все. Он очень мастерски снят и сыгран, он и легкий, и глубокий, и грустный, и смешной, и яркий, и четкий по форме, понятный и взрослым, и детям. Идеальное кино.

А главное — то, что для меня отныне Мюнхгаузен не просто изобретательный выдумщик, искатель приключений или храбрый рыцарь с саблей — финал, когда он превращается в солнечный луч, подтверждает другое: Иеронимус Карл Фредерик — это свободный дух фантазии, вневременной гений поэзии и искусства, неподвластный даже самой смерти, потому что она — лишь маска из его приключений.

Он обещал вернуться, и я знаю: если действительно будет нужно — он вернется.

Спасибо, ваше сообщение принято к рассмотрению. Ответ на него вы получите на указанный вами электронный адрес в течение двух недель.
Внимание! Письмо от support@weburg.me может попасть в папки «Спам» или «Нежелательная почта», пожалуйста, проверяйте наличие письма в этих папках время от времени.

(Окно закроется автоматически через 15 секунд)

Email:
Категория:
Страница:
Цитата:
Опишите суть проблемы как можно более подробно:

Содержимое страницы может быть нежелательным для лиц, не достигших совершеннолетия.

Продолжая просмотр, вы соглашаетесь с тем, что:

  1. достигли возраста 18 лет и готовы к тому, что на странице есть содержание с сексуальным контекстом, ненормативная лексика, сцены жестокости и насилия;
  2. не будете предоставлять доступ к данной странице лицам, не достигшим совершеннолетия.

Зарегистрированные пользователи могут выбрать режим показа предупреждений в разделе персональных настроек.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector